Возвращение домой

Всего месяц, как М.В. Румянцев приступил к исполнению обязанностей врио ректора. Но поскольку Максим Валерьевич работает в СФУ с момента его основания, нет сомнения, что и задачи, и направления развития университета он представляет отнюдь не в общих чертах. А получить установку от ректора в самом начале учебного года — это как раз то, что нужно и студентам, и преподавателям.

— Максим Валерьевич, вы человек в университете не новый — работали и директором Гуманитарного института, и проректором по учебной работе. Скажите, какие ваши решения в тот период считаете наиболее удачными, какие свои начинания планируете продолжить или возобновить? Что в образовательном плане вы считаете самым главным?

— Да, действительно, вся моя профессиональная деятельность связана с университетом. С 2000 года я начал работать на кафедре этики, эстетики и культуры КГТУ, там же защитил диссертацию в 2006 г., работал заместителем декана Гуманитарного факультета И.А. Пфаненштиля. Потом уже в СФУ был заместителем директора Гуманитарного института, директором этого института, проректором по учебной работе. Даже в те полтора года, которые были связаны с работой в органах исполнительной власти края, я не терял связи с университетом, оставаясь доцентом кафедры Гуманитарного института, как научный сотрудник был включён в приоритетный проект университета в области онлайн-обучения.

Считаю, что благодаря нашим совместным усилиям в Гуманитарном институте сформирован междисциплинарный научно-образовательный комплекс, способный решать фундаментальные и прикладные задачи. Если честно, мне повезло с коллегами по институту, которые правильно поняли стратегические приоритеты университета. Думаю, динамичное развитие института связано с достижениями конкретных коллективов, лидерами которых являются авторитетные учёные: Н.П. КОПЦЕВА, Е.А. НОЗДРЕНКО, В.Г. ДАЦЫШЕН, П.В. МАНДРЫКА, В.С. МЫГЛАН и др.

Директору Гуманитарного института Д.Н. ГЕРГИЛЁВУ удалось не только сохранить преемственность, но и усилить позиции института, когда я по предложению ректора Е.А. ВАГАНОВА стал проректором по учебной работе.

Как проректор всегда помнил, что наш университет — один из десяти федеральных, входит в двадцатку ведущих вузов России. Это обстоятельство определило основные приоритеты в управлении образовательной деятельностью: повышение конкурентоспособности и качества образования, ориентация на потребности работодателя, международные проекты в сфере образования. В решении этих вопросов помогали проекты развития, которые поддерживал университет, программа «5-100».

Многие инициативы считаю успешными: PhD SibFU, Honors College, Высшие школы (ресторанного менеджмента и автосервиса), CDIO. Мне кажется, эти проекты доказали свою состоятельность, есть результаты.

Самая главная задача университета — не на словах, а на деле отвечать потребностям наших стратегических партнёров, компаний, определяющих социально-экономическое развитие региона.

— Организация учебного процесса — сфера, наиболее вам понятная как бывшему проректору по учебной работе. А что пока — терра инкогнита?

— Опыт работы в министерстве образования Красноярского края, где я курировал высшее образование и науку, помог мне преодолеть разрыв, связанный со спецификой организации научной деятельности. Ранее не приходилось так глубоко погружаться в вопросы науки и инноваций.

Нам удалось с момента реализации нацпроекта «Наука» совместно с университетами, научными организациями и индустриальными партнёрами, расположенными на территории края, проработать вопрос создания научно-образовательного центра мирового уровня. Конкретные проекты НОЦ «Енисей» сейчас уже прорабатываются.

Остаётся актуальным вопрос завершения строительства объектов университета, использование наследия Универсиады.

Таким образом, позиция руководителя ведущего университета предполагает внимательное отношение ко всем основным направлениям деятельности: образованию, науке, развитию инфраструктуры.

— Как бы вы определили ситуацию в СФУ: что требует импульса в развитии, что — радикальных перемен, а что — просто чёткой постановки задач?

— Считаю, что университет по-прежнему находится в ситуации развития, и предыдущие команды успешно решали стоящие перед ними задачи, фокус которых определялся тем или иным этапом. Например, нужно было получить аккредитацию, провести Универсиаду и т.д. Нам предстоит сделать следующий шаг.

— Что вам не терпится изменить?

— Хочется по возможности сделать проще и эффективнее работу тех, кто «созидает» университет: преподавателей, рядовых сотрудников. На мой взгляд, внимание к сервисной поддержке их деятельности этому может способствовать: прозрачный документооборот, оптимизация внутренних процедур. Мы сейчас с коллегами-управленцами обсуждаем конкретные шаги, направленные на цифровую трансформацию университета. Если у нас всё получится, станет заметно легче.

— Цифровая трансформация — звучит глобально, это ведь не только документооборот…

— Я не считаю, что цифровая трансформация должна быть генеральной задачей. Скорее это естественный процесс для любого университета, который хочет быть современным. Это не что-то революционное, но при этом присутствует в самых разных измерениях.

Не только новые сервисы: документооборот, контроль за исполнением приказов, управление наукой и образованием, но и новое содержание: онлайн-курсы, модульные и интегрированные программы. Цифровизация позволит нам, например, увидеть, в каких журналах публикуется учёный, с кем он ведёт совместную научную деятельность, вступает в коллаборации, какими темами интересуется. Открытость этой информации позволит ему обрести новые научные связи, скорректировать свою работу, а управленцам по линии науки — поддерживать успешных и «выращивать» новые актуальные направления.

— Под это подразумевается какая-то структура?

— Да, мы хотим создать департамент цифровой трансформации, который будет все эти вопросы курировать.

— Тем не менее вы сказали, что это не генеральная задача. А что тогда — главное, генеральное?

— Специально подчеркну: наш университет — федеральный. Это университет особого статуса. Мы — опорная площадка государства, платформа для воплощения стратегически важных инициатив в области научно-
технологического прогресса, реформирования образования, социально-культурного развития. Федеральный университет должен быть лидером всех этих преобразований, именно здесь должны возникать и оформляться передовые идеи.

— А у нас достаточный ресурс для этого, потянем?

— Я в своё время открыл для себя правило управленческого успеха, секрет которого: надо просто каждый день работать. У тебя есть задачи — ты их видишь — ты их решаешь.

— С вами пришла и новая команда проректоров. Люди все разные, но что их объединяет?

— Мне кажется, главное — что эти люди состоялись в университете, их хорошо знают с профессиональной стороны, известны их личные качества. Уверен, их объединяет неравнодушное отношение к вопросам развития университета. И вообще, я знаю очень многих людей в СФУ, для которых он является неотъемлемой частью жизни. Для меня и моих коллег — точно.

— И последнее: вам нужна обратная связь? В какой форме? Например, мы могли бы в газете открыть рубрику «Если бы ректором был я…», где люди будут предлагать свои решения проблем…

— Безусловно. Почему бы и нет. Хорошая идея.

Валентина ЕФАНОВА

БЛИЦ

Любимое место в городе? Столбы, часовня Параскевы Пятницы, Успенский монастырь, Гремячая грива.

Любимое пространство в университете? Роща за Библиотекой СФУ (там стало хорошо)

Чай или кофе?
Кофе.

Когда и чем начинается ваш день? В 6.30. Пью кофе, завтракаю, собираю сыновей в садик и школу.

Книга, которую посоветовал бы прочесть всем? Как филолог одну не могу. Посоветую авторов. Гоголь, Достоевский, Чехов (поздние рассказы), Ремарк, Хемингуэй.

Плыть, бежать, лететь, ехать — какое движение предпочитаете? Мне нравится... плыть, бежать, лететь, ехать... в зависимости от обстоятельств.

Ваш стиль работы одной фразой? Партнёрство и последовательность.

Похожие материалы