Слонов, Суриков и все-все-все…


В рамках биеннале «Переговорщики» в Музейном центре «Площадь Мира» проходит выставка «После Поздеева». Кураторы называют выставку исследованием, цель которого — изучить феномен современного красноярского искусства. Что происходит с красноярским искусством сейчас? Есть ли у него отличительные черты и свойственные только ему характеристики? Что ж, давайте вместе прогуляемся по выставке и попробуем найти ответ.

Одним из первых нас встречает образ часовни Параскевы Пятницы с работы Виктора САЧИВКО (см. ниже) . Картина изображает крестный ход на Караульной горе, проводившийся каждый год в память об освобождении Красноярска от набегов татар-качинцев. Исполнение работы напоминает о старых фильмах: кажется, что вот-вот зашуршит плёнка в бобинах, а по экрану, испещрённому помехами, забегают чёрно-белые человечки. Атмосфера праздничная, преисполнена ликованием. Не зря картина называется «Воздух над нами весел». Слова эти — отрывок из очерка картографа Семёна РЕМЕЗОВА. Очерк, как и картина, полон надежды, что Сибирь однажды станет местом исполнения всех чаяний русского народа. Американская мечта по-сибирски, так сказать.

А что первым приходит в голову при слове «Сибирь»? Правильно: холод, бездорожье и нескончаемые леса. Именно к теме лесов обращается в своём творчестве иллюстратор и стрит-арт-художник Александр БЛОСЯК. Конечно, неожиданно было увидеть на выставке расписанную стену, но, с другой стороны, разве можно обойтись без стрит-арта, когда речь заходит о современном искусстве? Почерк художника узнаётся сразу: яркие цвета аэрозольной краски и изображение, похожее на мозаику. В противоборство с зелёными участками росписи, обозначающими лес, вступают серые участки — бетонные блоки. Диагональные линии, которыми блоки отделяются друг от друга, визуально добавляют стремительности наступлению бетона. Работа, несмотря на свою мажорную цветовую гамму, говорит о сибирских лесах, безжалостно погибающих в пасти разрастающихся городов.

Об экологии размышляет и Алексей МАРТИНС в своей инсталляции «Чёрный лес». Сделанная из чёрных деревянных брусков разной длины, она выглядит не только как лес, но и как группа сталагмитов, набор гистограмм и, конечно же, плотная застройка мегаполиса. Смысл работы считывается каждым красноярцем моментально. Кто из нас не видел стоящей над городом завесы смога и кто не получал на телефон предупреждения о режиме «чёрного неба»? Инсталляция навевает мысли о постапокалиптичном мире, только вот мы стали жителями чёрного леса Мартинса и без конца света.

Совсем другое настроение у Александра СУРИКОВА. Большинство его работ, участвующих в выставке, — ремейки картин Василия Сурикова. Как признаётся сам художник, серия — это своеобразный ироничный ответ на вопрос, который ему всегда в первую очередь задают журналисты: «А не родственник ли вы Сурикову?». Зритель мгновенно узнаёт боярыню Морозову, поднявшую руку в благословляющем жесте. Современники Сурикова (Василия) критиковали того за нарушение анатомии: рука Морозовой выглядит так, будто бы у неё совсем нет плечевого сустава. В ремейке мы видим ещё более утрированную непропорциональность тела, однако именно она притягивает взгляд и создаёт напряжение в работе.

Инсталляция Олега Пономарёва« Синяя картошка»

Инсталляция Олега Пономарёва «Синяя картошка»

Не может не вызывать улыбку и ремейк «Утра стрелецкой казни». Здесь Суриков (Александр) показывает нам, как обычно изучают это произведение в школах и университетах. Ярко проступают на полотне свечи, которые символизируют угасающие жизни приговорённых на казнь, а взгляд рыжего стрельца синей стрелой устремлён на всадника Петра. Ну точно как по книжке! За всем этим видится и стремление посмеяться над тем, как искусствоведы иногда трактуют произведения, совсем не обращая внимания на эстетическую составляющую. Одновременно художник демонстрирует глубокие знания в истории искусств, развенчивая миф о необразованности современных художников.

К слову, современные художники работают не только с живописью и скульптурой. Они с лёгкостью используют и предметы быта, и найденные на улице щепки, и даже рисуют пустотой по кирпичам, как Василий СЛОНОВ. В общем, никто из них не стесняется приносить в жертву традицию для лучшей передачи своих идей.

Так каков же результат исследования?

Разумеется, трудно делать окончательные выводы исходя только из работ, представленных на выставке. И всё же некоторые общие тенденции просматриваются: это и обращение к местным символам, будь то леса или архитектурные сооружения, и взаимодействие с искусством, доставшимся в наследство от старых мастеров, и полная свобода в выборе форм и материалов.

Выставка «После Поздеева» напоминает, скорее, хорошую аннотацию к книге. Можно вкратце ознакомиться с тем, что представляет собой творчество некоторых красноярских художников, но для того чтобы сложить пазл целиком, необходимо всё-таки читать саму книгу — изучать современное красноярское искусство.

Снежана СИРЕНКО
Кстати, организаторы оставили на выставке две чистые стены. Это для тех, кто тоже считает себя красноярским художником. Можно принести свою работу и повесить. Так картина красноярского современного искусства будет полнее и даст ещё больше материала для исследования.

Похожие материалы