Память: Вера ЖАЙКОВА

«Пожилая женщина не успела добраться до выхода и задохнулась в едком «пластиковом» дыму — в корпусе недавно сделали евроремонт...», — так сообщала пресса о страшной трагедии, случившейся в ноябре 2003 года в учебно-лабораторном корпусе Красноярской академии цветных металлов и золота.

Когда возник пожар, в аудиториях шли занятия. В корпусе находилось в общей сложности около 300 студентов, преподавателей и сотрудников. В течение первых 30 минут люди покинули помещение. Вместе со всеми бежала к спасительному выходу и преподаватель кафедры иностранных языков Вера Григорьевна ЖАЙКОВА. Однако скорость распространения пожара была такой, что спастись ей не удалось...

Огонь тушили всю ночь. Выгорело всё правое крыло. Потом СМИ говорили о последствиях пожара, о том, что все спаслись, кроме одного преподавателя. Что за человек была погибшая, насколько её любили коллеги и студенты — не сообщалось.

Вера Григорьевна Жайкова в 1963 году окончила отделение немецкого языка историко-филологического факультета Кабардино-Балкарского университета. На кафедре иностранных языков в КИЦМ работала с сентября 1971 года.

Прошло время, много воды утекло с тех пор. Кафедра иностранных языков в связи с образованием СФУ расформирована, её преподаватели влились в коллектив ИФиЯК. Не так много осталось свидетелей того жуткого пожара, но память жива. На четвёртом этаже учебно-лабораторного корпуса ИЦМиМ на месте гибели В.Г. Жайковой установлена кованая мемориальная доска.

— Именно в этом месте и обнаружили Веру Григорьевну пожарные, — говорит её бывший студент, а ныне старший преподаватель кафедры обработки металлов давлением Евгений Владимирович ИВАНОВ. — Проходя мимо таблички, часто её вспоминаю. Наверное, она совсем не умела ставить двойки. Человеком была радостным, дружелюбным, всем шла навстречу, всегда давала шанс исправить отметку. Мне она помогала готовиться к экзамену по немецкому языку, когда поступал в аспирантуру. Причём помогала совершенно бескорыстно.

Кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры технической механики Института горного дела, геологии и геотехнологий Светлана Харитоновна ТУМАН (на фото держит фотографию Веры Жайковой) лучше других знала Веру Григорьевну:

— Когда я устроилась в институт, Вера уже работала на кафедре иностранных языков и была председателем профбюро механико-технологического факультета. Меня тоже на моей кафедре избрали профоргом. Вот и получилось, что все мероприятия мы организовывали и проводили вместе — так и познакомились. Потом она помогала мне подтянуть немецкий до уровня, чтобы я смогла сдать экзамен на кандидатский минимум. Талантливый, очень грамотный педагог...

Позже меня назначили заместителем декана механико-технологического факультета по воспитательной работе, и она была моей правой рукой. Рассказывали, как только Вера заходила в общежитие, все ребята выглядывали из комнат смотреть, на каком она этаже, и звали: «Вера Григорьевна, заходите к нам на чай!».

Она обивала пороги кабинета ректора, просила за молодых аспирантов, ассистентов, чтобы их обеспечили жильём (а сама жила с двумя сыновьями в общежитии №4, одна их растила, и лишь немногие знали, как ей тяжело). И путёвки, и квартиры другим выбивала, и все проблемы студентов держала на контроле.

Не было, наверное, в общежитии ни одного студента, который хотя бы раз в год не получил бы материальную помощь.

Вера была очень эмоциональным, неравнодушным, энергичным человеком. Ей, мне кажется, ночью позвони: «Вера, срочно нужна твоя помощь!» — она соберётся и придёт. Вот сейчас у нас все кафедры варятся в собственном соку, а тогда мы со студентами не только вместе убирали картошку и морковку, а и Новый год, и все наши корпоративные праздники вместе отмечали. Вера Григорьевна была их инициатором, заводилой. Мы проводили праздничные концерты, дискотеки, творческие встречи с преподавателями, актёрами, писателями и другими интересными творческими людьми. По её приглашению выступал в нашем институте сам Ихтиандр — актёр Владимир КОРЕНЕВ, исполнитель главной роли в художественном фильме «Человек-амфибия». Народный артист СССР актёр Николай КРЮЧКОВ тоже к нам приезжал. У студентов столовая располагалась наверху, а внизу — обеденный зал для преподавателей, где и проходили факультетские вечера. И песни мы пели вживую. Довольно интересно жили, встречались все кафедры на этих праздниках!

Благодаря таким людям, как Вера, жизнь в нашем институте кипела! Мы шли на работу в приподнятом настроении, с удовольствием общались друг с другом, а не просто вели занятия и писали методички. Ей удавалось сплотить коллектив. Добрее и справедливее человека я не встретила до сих пор на своём пути, хотя считаю, что наша кафедра — лучшая в институте. Вера очень любила свою внучку и незадолго до гибели поделилась со мной, что хочет поехать с ней в Москву и там поснимать её на видеокамеру, чтобы осталась память...

На одной из фотографий Вера Григорьевна запечатлена рядом со своими студентами — Светланой ТАЛЫЗИНОЙ и Олегом БАРХАТОВЫМ. Она очень гордилась их талантами и успехами. Сейчас мало кто помнит, что первым исполнителем песни Давида ТУХМАНОВА «Чистые пруды» был молодой певец из Красноярска. Олег Бархатов спел «Пруды» летом 1987 года на конкурсе молодых исполнителей в Юрмале и завоевал спецприз за лучшее раскрытие патриотической темы.

Светлана Харитоновна перебирает старые чёрно-белые снимки и смахивает слезу:

— Вчера сын Веры Григорьевны привёз семейный архив — её почётные грамоты, благодарственные письма, фотографии, вырезки из газет — целый пакет… Вот удостоверение — Вера была ещё и народным дружинником, вместе с другими преподавателями охраняла по вечерам общественный порядок на улицах города.

Старший сын Веры Григорьевны Эрик Валерьевич ЖАЙКОВ служил в морской пехоте во Владивостоке; там он был лучшим в соединении по военно-прикладному плаванию, имеет первый спортивный разряд. Получил высшее юридическое образование в Красноярском госуниверситете (ныне ЮИ СФУ) и сейчас работает юрисконсультом. Его младший брат Валерий служил в ВДВ, окончил машиностроительный техникум и сейчас работает в охранной фирме.

— Когда я учился в университете, многих моих одноклассников уже призвали на службу в армию, а у меня отсрочка, как у всех студентов вуза. И было даже как-то неловко — все служат, а почему меня не берут? — вспоминает Эрик Валерьевич. — Однажды я решился и сам пошёл в военкомат. Думал, всё будет как в кино: попросился — и сразу взяли, дескать, молодец! А меня отправили восвояси. Прихожу домой и маме говорю: хочу служить — не берут. Она расстроилась и тайком от меня попросила одного своего коллегу поговорить со мной и убедить, что надо бы сначала доучиться. Пришёл этот коллега и начал меня увещевать: вот попадёшь в армию и начнут там тебя мучить, будешь унитаз зубными щётками чистить. Я всерьёз даже не воспринял его слова, пропустил мимо ушей и твёрдо решил: всё равно буду служить. Мама поняла, что спорить со мной бесполезно. Обратилась к заведующему военной кафедрой, после чего я был направлен на службу в морскую пехоту Краснознамённого Тихоокеанского флота.

— Вера Григорьевна была волевым, решительным человеком и в то же время, очень жизнерадостным и добрым, — вспоминает Татьяна Евгеньевна ШИШКИНА, выпускница Красноярской академии цветных металлов и золота, а ныне учитель Туимской средней школы №3. — Мы познакомились в 1980 году. Я училась на первом курсе и отвечала за культурно-массовую работу. Вместе с Верой Григорьевной мы готовили праздники и вечера. А потом летом подрабатывали с ней в одной бригаде проводниками на фирменном поезде «Енисей» (Красноярск-Москва). Время было золотое! Пассажиры встречались конфликтные, но она ко всем находила подход, и люди оставляли ей так много благодарностей, что можно было только позавидовать. Многим нашим студентам она помогала. Некоторые только благодаря ей вообще институт закончили. У нас в вузе был свой вокально-инструментальный ансамбль; все музыканты — ребята талантливые, амбициозные, часто приходилось отпускать их на фестивали, концерты… И она опекала их как родных, и сессию с ними сдавала, и беседы воспитательные вела, и помогала чем могла.

Каждый год 27 ноября — в день гибели Веры Григорьевны Жайковой — возле мемориальной доски в институте 100 красных роз. Её любимые цветы приносят сыновья рано утром, до начала занятий. Человек жив, пока жива память о нём...

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы