80-летний чемпион


Четыре раза в неделю — бассейн. Длина дорожки — 25 метров. Три с половиной километра за тренировку (в выходной чуть меньше — два с половиной). По традиции каждую субботу после плавания — баня. В остальные дни — лыжи зимой, скандинавская ходьба летом. Такой «распорядок не для слабаков» — обычный образ жизни мастера спорта СССР по подводному плаванию В.М. ПЕТРОВА. И всё бы ничего, вот только Владимиру Михайловичу в январе 2020 года исполнилось 80 лет. И ветеран до сих пор работает: возглавляет крупный гаражный кооператив, сам водит автомобиль, отвечает за хозяйство, где более 100 машин — уборка территории, охрана, электроснабжение. График работы ненормированный.

Коктейль молодости

Мы договорились встретиться в бассейне СФУ «Политехник», где спортсмен регулярно тренируется. У входа на доске объявлений — поздравление от администрации учреждения, адресованное В.М. Петрову. По итогам соревнований Кубка России по плаванию в Саранске — у него первое место на дистанции 200 метров и вторые места на дистанциях 50, 400 и 800 метров.

В бассейне все, начиная от вахтёра и гардеробщиц, знают спортсмена в лицо. Высокий, спортивного телосложения. Выглядит лет на 20 моложе своего реального возраста.

— Отдых на диване точно не для меня, — предвосхищает банальный вопрос о «секрете молодости» собеседник. — Ни дня без движения. Телевизор включаю, только когда идут спортивные передачи. Тем более сейчас так много информации в интернете. Соревнования, в которых я принимаю участие, также транслируют онлайн. Просматриваю газету «Городские новости», из центральных — «АиФ» и «Спорт-экспресс» иногда. Диета? Никакой! Люблю разнообразно и вкусно поесть, а вот готовка —
не моё.

Сам за себя

«Ваши рост, вес?» — спрашивает доктор. Потом начинает измерять возрастному спортсмену давление, пульс и озабоченно качает головой...

— Раньше я плавал очень много. По пять-шесть километров за тренировку. Обычно 2,5 часа без перерыва каждый день. Теперь врачи физкультурного диспансера не допускают меня ни на одни соревнования, — признаётся Владимир Михайлович. — Однажды, увидев мою кардиограмму, отправили в кардиоцентр. Там говорят: «Какие соревнования, какое плавание в таком возрасте? Вам что — жить надоело?». В общем, с некоторых пор я перестал ходить в физкультурный диспансер. Но к своему организму отношусь внимательно, слежу за давлением, принимаю таблетки. Когда мы, спортсмены «в возрасте», приезжаем на соревнования, обязательно пишем расписку, что берём на себя ответственность за своё здоровье.

— Может, не стоит так рисковать, ведь спорт — это огромное нервное напряжение, перегрузки?

— Вы знаете, я свой возраст не ощущаю. Более того, благодарен Господу за то, что Он меня в это русло направил. С тех пор, как я стал выступать за сборную ветеранов, у меня гораздо более интересной стала жизнь. В апреле — чемпионат России. Заниматься буду по самочувствию.

Родом из сорокового

— Говорят, что именно в детском возрасте преодоление трудностей закаляет характер...

— Детство моё прошло под Самарой (в то время — г. Куйбышев), в селе Зубчаниновка. Сейчас там трамваи ходят, а когда-то был далёкий пригород. Отец воевал, а когда в 45-м вернулся, прожил всего один год и умер от порока сердца. До сих пор не понимаю, как это могло случиться? Мама рассказывала, что он уходил на войну совершенно здоровым.

Нелегко нам пришлось. Помню, как я маленький сижу дома один и жду маму весь день. Вот-вот дверь откроется, мама вернётся с работы и кожуру от картошки принесёт. Когда кожура перекрученная, она вкуснее и горло не дерёт. Вот такое было питание...

— Где и когда вы научились плавать?

— Я жил в рабочем посёлке, где бассейнов и в помине не было, а лыжи — пожалуйста! Заниматься в школьной лыжной секции начал в пятом классе, а в десятом уже стал перворазрядником. Поэтому и решил поступать в физкультурный институт в Омске. Но для этого обязательно нужно было сдавать плавание. Мне друг подсказал энтузиаста Бориса БАРАНОВСКОГО, который тренировал ребят прямо на Волге. Удивительный человек! Всесторонне одарённый. Особенно запомнился его шикарный голос — все заслушивались, когда пел. Именно он и учил меня азам плавания. Я ложился на песок на мелководье и отрабатывал элементы. Плавать научился, но когда поехал поступать в Омск, то не прошёл по конкурсу. Вернулся и устроился работать на станкостроительный завод в Самаре, чтобы иметь возможность ежедневно тренироваться в бассейне. В 1960-м меня призвали в армию. Так я оказался в Сибири. Служил под Красноярском, в «девятке» (ныне — Железногорск). Бассейна там не было, и я снова встал на лыжи.

Сержант-студент

— Вы выпускник Красноярского политехнического института. Как получилось, что выбрали этот вуз?

— О, это почти детективная история. В армии я окончил школу сержантов, и меня поставили командовать взводом. В Железногорске в те годы был Институт марксизма-ленинизма, куда принимали только тех, у кого было высшее образование. Я же попросил, чтобы меня взяли без диплома вуза. Уж не помню, что там наговорил, но меня приняли, и я этот институт окончил. Был там и заочный филиал Московского плитехнического института. Записался я и туда на подготовительные курсы, окончил их, меня зачислили. Однако покоя не давала мысль, что заочное — это что-то неполноценное. Поэтому я забрал документы и решился на одну опасную авантюру. Как и другим военнослужащим, мне для выполнения заданий командования разрешалось выезжать из «девятки» в Красноярск (выдавался специальный пропуск). Я несколько раз приезжал в краевой центр, выполнял поручения командиров и попутно успел подать документы в Политехнический институт и успешно сдать экзамены. Когда из вуза пришёл вызов и командование узнало о моём поступлении в институт, дело чуть не дошло до трибунала. И вот почему: в 1962 году разразился Карибский кризис, мир стоял на пороге ядерной войны, вооружённые силы нашей страны находились в полной боевой готовности. Нас очень серьёзно муштровали: ночные стрельбы, бег и т.д. Одним словом, меня попытались пристыдить, мол, как ты мог думать об учёбе в такое время? Я же настаивал на своём: «Уезжал по заданию, всё выполнил и попутно сдал экзамены». И знаете, что меня спасло? Я был комсоргом роты, а у нас накануне прошла какая-то серьёзная проверка, и работу комсомольской организации нашей роты признали лучшей среди всех полков.

У самых истоков

— Вначале я выступал за Политехнический институт как лыжник, — листает страницы своей спортивной биографии Владимир Михайлович. — А после второго курса мне предложили заняться лыжным двоеборьем: прыжки с трамплина и 15-километровая лыжная гонка, там легче было получить мастера спорта, а хотелось. На кафедре физвоспитания работал мой земляк, выпускник Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта. Он как раз занимался двоеборьем. На соревнованиях, где мы вместе с ним бежали 30 километров, я опередил его, мастера спорта. Вот тогда земляк уговорил меня стать членом институтской команды по двоеборью. Я освоил прыжки с трамплина и вошёл в сборную. Тренировался на Сопке, где был деревянный трамплин 40 метров. А на всесоюзных соревнованиях общества «Буревестник» в Ленинграде пришлось прыгать с 80-метрового трамплина. Страшно... Как я выполнил прыжки, одному Богу известно, но с тех пор на трамплины больше не поднимался. Так и остался перворазрядником в лыжах и в двоеборье.

После окончания института вместе с коллегой Сергеем ТАРАСОВЫМ мы создали команду Красноярского политехнического института по подводному плаванию в ластах. Сергей — человек, фанатично преданный воде, он учился в Ленинградском высшем инженерном морском училище имени адмирала Макарова, служил моряком. Так я стал участником, а затем тренером одной из сильнейших в зоне Сибири и

14 декабря 2019 года состоялось торжественное празднование 50-летнего юбилея клуба спортивного подводного плавания «СФУ — Дианема». Уникальный студенческий клуб был создан при Красноярском политехническом институте в декабре 1969 года и прославил не только свой институт, но и Красноярский край. Основатель клуба — знаменитая Ольга МОСКОВЧЕНКО. Сегодня президентом клуба „СФУ — Дианема“ является доцент кафедры физической культуры Владимир ИВАНИЦКИЙ.

Дальнего Востока команд (сейчас — клуб подводного спорта «СФУ — Дианема»). Просматривать перспективных ребят приходилось на чемпионате Красноярского края по плаванию. Норильчане, помнится, были тогда вне конкуренции. Я разговаривал со спортсменами, интересовался, куда они будут поступать, агитировал к нам, в Политехнический. Многие наши воспитанники входили потом в сборную края. Сам я выполнил норматив мастера спорта по подводному плаванию в ластах довольно поздно, полвека назад, в 1971 году.

В.М. Петров воспитал шесть мастеров спорта и 35 кандидатов в мастера спорта по подводному плаванию. Под его началом начинали тренироваться Владимир КУЦ (будущий рекордсмен мира), Татьяна ГОНЧАРОВА (чемпионка Европы), мастера спорта СССР Тамара КУЗЬМИНА, Игорь ЕЛИСЕЕВ.

Зигзаги судьбы

Когда появилась семья, Владимир Петров ушёл трудиться на предприятия «Главкрасноярскстроя». В начале 90-х стал заместителем директора комбината железобетонных и металлических конструкций.

— Этот знаменитый комбинат возглавлял Павел Иосифович РУДЬ. Уникальный директор! — рассказывает ветеран спорта. — У нас была своя столовая, где зимой работников кормили свежими огурцами и помидорами, выращенными в собственных теплицах. Люди получали полноценное лечение в поликлинике при комбинате. Но случился кризис. Директор ушёл, а меня пригласили в фирму, связанную с металлургическим комбинатом «Северсталь». Потом работал на предприятии, занимавшемся строительством и ремонтом железнодорожных путей.

Однако где бы ни работал Владимир Михайлович, всегда старался поддерживать свою спортивную форму. В разные годы занимался с детьми как тренер. И его собственный сын, кстати, — кандидат в мастера спорта по подводному плаванию (сейчас живёт в Латвии).

В 2015 году в Казани проходил чемпионат мира, и Петрову неожиданно предложили выступить в составе сборной ветеранов Красноярского края. Но от поездки решил отказаться: ведь он тренировался в ластах, а соревнования проходили по классическому плаванию. Пловцы-ветераны вернулись из Казани хоть и без наград, но очень радостные. Живо делились впечатлениями от соревнований, от столицы Татарстана и снова предложили Владимиру Михайловичу войти в сборную: через месяц предстояла поездка на Кубок России в Санкт-Петербург.

— Снял ласты и начал усиленно заниматься. В Петербурге неожиданно стал призёром на двух дистанциях, а в 2016 году — чемпионом России на дистанции 400 и 800 метров кролем и серебряным призёром на дистанции 200 метров среди спортсменов, выступающих в категории 75-79 лет.

Мир на ладони

— Когда побеждаешь, отступать не хочется. На сегодняшний день я уже десятикратный чемпион России по плаванию в своей возрастной категории, — продолжает Владимир Михайлович. — Но главное не только в том, чтобы испытать возможности своего организма. Интересно мир посмотреть. Я уже побывал на чемпионатах мира в Венгрии и Южной Корее, на чемпионате Европы в Словении, в Италии (поездки оплачивают Академия летних видов спорта и спонсоры команды «Енисей»). Много чего повидал и понял, что это в России я один из лидеров, а за границей старички-то покрепче — американцы, канадцы, бразильцы, австралийцы, европейцы... Для участия в чемпионате Европы и чемпионате мира необходимо выполнять норматив. Когда визу оформляешь, у тебя интересуются предварительным результатом и где именно ты его показал. Бывает, проверяют, а если подтверждения нет, то могут визу не дать. Весь мир соревнуется! Встречал даже спортсменов в возрасте 95 лет. Помню, одного пловца из Израиля жена сопровождала — прибыл на чемпионат мира на костылях. Гляжу, а он прыгает в воду и плывёт!

Чистые отношения

— Для меня наш «Енисей» — не просто команда ветеранов-пловцов, а семья. Доброжелательные, отзывчивые люди, — признаётся Владимир Михайлович. — Нас около 20 человек. Хотя и тренируемся по разным бассейнам, иногда встречаемся всем составом просто для того, чтобы пообщаться. У меня лично было несколько ситуаций в жизни, когда члены команды подставили плечо. Все мы — состоявшиеся люди, никто никому ничего не должен. Но если возникает необходимость — спешим на помощь друг другу. Чистые отношения, и это бесценно.

Сейчас начинаю задумываться, что стану делать, когда оставлю работу. Возможно — путешествовать. Я уже съездил в Болгарию, Румынию, Испанию, в Таиланд, Камбоджу, Лаос. Не был во Вьетнаме, а хотелось бы. Появится столько свободного времени... Пожалуй, мог бы ещё и тренировать ребят. Мне очень нравится работать с детьми. Когда ты находишься в их среде, многому учишься, перенимаешь их язык, модные словечки, остаёшься молодым всегда. И ещё: дети очень тонко чувствуют фальшь, и тебе, если ты порядочный человек, легко с ними.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы