Рождён героем

На Учёном совете СФУ принято решение присвоить кафедре общей военной подготовки Военно-инженерного института имя красноярца, Героя России Олега ТИБЕКИНА. Капитан был убит чеченскими боевиками во время боёв южнее города Грозного при взятии высоты в районе посёлка Гикаловского более 20 лет назад. С 2016 года СФУ проводит военно-патриотическую игру «Я патриот» имени капитана Тибекина. В посёлке Северо-Енисейском, где Олег рос и учился в школе, в его честь названа улица. В 2002 году установлен бюст в Нижнем Новгороде, в военном городке, где капитан служил. Похоронен Олег Тибекин в Красноярске, на Аллее славы кладбища Бадалык. Наш корреспондент побывала в гостях у матери героя.

До сих пор в Красноярск, к родителям Олега Тибекина, приезжают его бывшие сослуживцы из разных уголков страны — Москвы, Владивостока, Благовещенска, других городов. Звонят, пишут. В том бою погибли и другие солдаты и офицеры, но большинство выжили благодаря тому, что командир с группой бойцов прикрывал отход, когда нарвались на засаду при штурме высоты.

Мама Олега говорит, что только спустя время после гибели сына и длительного лечения стала приходить в себя...

— Представляете, в пять лет Олег попросил, чтобы я сшила ему военную форму, и потом с удовольствием в ней маршировал. А однажды сказал: «Мама, я буду офицером!».

Маргарита Константиновна бережно перебирает фотографии и письма сына. Снимки чёрно-белые — вот Олег в детском саду, вот играет в школьном спектакле. И вдруг одна цветная фотография, сделанная в мае 1985 года. Олегу 12 лет, он стоит рядом с дедом — Константином Архиповичем ЛУКАШЕВИЧЕМ, ветераном Великой Отечественной войны (вся грудь в орденах и медалях) в Москве на Красной площади.

Из воспоминаний К.А. Лукашевича: «Особенно памятна весна сорокалетия Победы, когда мы с Олежкой вместе поехали в Москву для участия в торжествах. Предварительно выкопали в питомнике 87 саженцев сибирских кедров. Олег так старательно их упаковывал, нёс…»

— Эти кедры они увезли в Тверскую область и посадили аллею на братской могиле бойцов 78-й Добровольческой бригады (где захоронен и родной брат отца). Папа много занимался внуком, рассказывал о войне. В Москве и Ленинграде обошёл с ним все военные музеи. Олег был очень ответственным с детства, как и мой отец, который закончил Великую Отечественную войну старшим лейтенантом. В 1940 году отца взяли в армию, а в 1941 году направили на оборону Москвы. Участвовал в Сталинградской и Курской битвах.

Я работала врачом-окулистом в больнице, а муж — прокурором Северо-Енисейского района. Олег был старшим (позднее родились ещё сын и дочь). Я часто задерживалась на дежурствах, а супруг уезжал в командировки. Помню, Олег учился ещё в первом классе, звонит мне на работу и говорит: «Мама, я бельё тебе стираю!». Прибегаю в обед домой, а он уже воду нагрел кипятильником (видел, как я это делала).

Суббота у нас всегда была рабочая. Я возвращалась домой вечером, а он уже и баню натопит, и воды наносит, и в доме полы вымоет. Олег фактически вырастил наших младших детей — гулял с ними, кормил, играл. В школьные годы увлекался волейболом и баскетболом, бегал по утрам. Хотел научиться играть на аккордеоне и даже записался в музыкальную школу, но бросил — не хватало времени. Когда выдавалась минутка — любил поиграть в солдатиков: лепил из пластилина военные укрепления и технику.

А что помнят об Олеге учителя и одноклассники? Осенью 2019 года в Северо-Енисейской школе №1, где Олег учился, открывали «парту героя». Туда пригласили и родителей капитана Тибекина. Одна из учителей вспомнила, как в десятом классе Олег предложил собирать деньги на установку памятника Жукову в Москве. И ребята устроились на работу в поселковый совет, зарабатывали деньги и отправляли в Москву.

Другой педагог рассказала, как однажды зимой на уроке общественного труда дала детям задание клеить конверты. А Олег встал и говорит: «Какие конверты? Мы пойдём тротуары от снега чистить!». И класс встал и пошёл за ним — таким авторитетом он пользовался у сверстников!

Одноклассница Ольга ДРУЖИНИНА не может забыть, как возвращалась с ребятами из школы домой в сильный мороз и так задубела, что зуб на зуб не попадал. Пожаловалась, мол, ноги сильно замёрзли. Олег остановился, снял с себя сапоги и говорит: «Надевай!». А ты как же? «Я в носках шерстяных». Ольга быстро согрелась, а вот как Олег тогда ноги не обморозил, до сих пор не понимает.

— Мы со старшим сыном были близки духовно, он всегда приходил и рассказывал об успехах, проблемах, — говорит Маргарита Константиновна. — Запомнился один случай. После окончания школы сын собирался поступать в Дальневосточное военное общевойсковое командное училище в Благовещенске. Перед отъездом предложил навестить сестру Наташу, отдыхавшую в санатории «Енисей». Засиделись там, а когда пришли на остановку, автобусы уже не ходят. Решили идти пешком. Шли с ним до двух часов ночи, а дорогой разговаривали обо всём на свете. Олег тогда спросил: «Мама, а может, учиться в Красноярске и не ехать на край земли?». Я посоветовала всё же ехать в Благовещенск и не сомневаться. И вот этот наш разговор той ночью до сих пор не выходит из головы.

Он всегда учился легко, добросовестно. Дома осталось несколько тетрадок, хотя очень просили отдать и школа, и музей. Оставила в семейном архиве и сочинение Олега о героизме (писал, кажется, в девятом классе). Храню дома и его последнее письмо, которое мы получили уже после похорон...

«Стою с огнемётом, а сзади моя берлога (Олег пишет о фотографии, которую собирался отсылать родителям, — прим. автора). Что касается обстановки, то по сравнению с 1995 годом всё по-другому, поменяли тактику. Постоянно с нами (я имею в виду свою роту) действуют авиация и артиллерия, поэтому потерь у нас нет. Личный состав подобрался тоже нормальный. В основном все мои солдаты, с которыми занимался полтора года. Заменять нас будут в конце февраля, так что Новый год придётся встречать там. Служу я в 752-м мотострелковом полку третьей мотострелковой дивизии. Командира полка — полковника ПЕТРОВА часто показывают по телевизору, поэтому новости можете узнавать от него. Со здоровьем у меня всё в порядке, мой адрес остался прежним... Артур передаёт, что у него тоже всё нормально. До свидания. Олег». Письмо датировано 13 декабря 1999 года.

Маргарита Константиновна продолжает перебирать фотографии. На одном снимке Олег на первом курсе — приехал на каникулы. На другом он — капитан команды КВН, на третьем — на практике в военном училище с однокурсниками.

— Это его любимая форма, которую надевал только по праздникам; после гибели отдала её школе. А вот Олег уже на войне: первая, вторая чеченская. Он был командиром третьей мотострелковой роты. Последнее письмо сын написал в Нижнем Новгороде, во время последнего отпуска. А через несколько дней отправился в Чечню и погиб. После первой чеченской войны он приезжал в отпуск и говорил: «Мама, я всё время думал, что не должен погибнуть, а иначе как вы без меня?».

Олег — по центру
Высота, которую капитан Тибекин брал со своей ротой 16 декабря, была знакома нашим ребятам по штурму в первую чеченскую войну (тогда Олег получил медаль «За отвагу»). Но на этот раз силы были не равны, и подмога запоздала.

О событиях того дня подробно написал матери Олега его сослуживец Денис СТАРОСТИН, раненный в том бою: «С самого ввода нашего полка в Чечню мы были рядом. И на той высоте тоже были рядом. Ещё до начала штурма по нам открыли огонь из укреплённой огневой точки. Её пытались уничтожить из ПТУРСов (ПТУРС — противотанковый управляемый реактивный снаряд — прим. автора), но ни у кого не получалось попасть в амбразуру, и только Олег смог выстрелить настолько метко, что загнал снаряд из гранатомёта точно в цель. Это видели многие бойцы (…) Потом был штурм высоты. Несколько часов мы карабкались вверх. Наступил момент, когда активность со стороны противника стихла. Показалось, что мы всех уничтожили. До вершины оставалось метров 50. Мы перекурили, и Олег сказал: «Мужики! Был приказ занять высоту, и значит, мы должны быть на самом верху. Надо идти». Всё. Это были последние слова Олега, которые я слышал. Дальше был выстрел из РПГ, взрыв. Меня сразу контузило. Ничего не слышал, не соображал. Но видел, что ребята и Олег кинулись в маленькую канавку и открыли ответный огонь. Нас стали расстреливать и забрасывать гранатами с расстояния 20-25 метров. И если бы не та канава, погибших было бы намного больше. Меня и нескольких других ребят, раненных во время боя, оттащили ниже по склону. Вот на этом бой для меня закончился (…) Было ещё много других боёв. Были раненые и погибшие. Но Олега мы часто вспоминали… Такого командира только Бог создаёт и только Бог забирает. Самый лучший человек из всей роты. Я горжусь тем, что служил с Олегом! Он мой командир до конца…»

Слова деда героя, ветерана Великой Отечественной войны К.А. Лукашевича: «Защищая Родину от фашистских захватчиков, празднуя всенародную Победу, я и подумать не мог, что через пятьдесят четыре года, в мирное время, придёт такое горе: потеря на поле боя первого внука. То, что он стал Героем России, — не утешение. Но я сам помог ему вырасти офицером...».

В роте Олега снимал репортажи о чеченской войне Вячеслав ГРУНСКИЙ — специальный корреспондент НТВ. И когда капитан Тибекин погиб, журналист выслал родителям фото и видеоматериалы об Олеге.

— В интернете есть некоторые неточности. Например, пишут, что сыну был вручён Орден Мужества. Это не так. Он был представлен к этой награде незадолго до гибели, но орден не вручили, не успели. А после смерти сразу представили к званию Героя России, — поясняет Маргарита Константиновна.

У 27-летнего Олега Тибекина осталась семья — жена Лилия (офицер медицинской службы, живёт в Москве) и сын Артур. Сын окончил Суворовское военное училище, затем — военный вуз.

— Раньше, приезжая к нам на каникулы, Артур стелил вечером матрац возле моей кровати и просил: «Баба, расскажи про папу!». И мы могли ночь проговорить, — рассказывает Маргарита Константиновна. — Потом он выяснил, что у Олега была медаль «За отвагу». Пропала где-то в Чечне. Артур связался с одногруппниками отца, те сделали запрос. Медаль восстановили и вручили Артуру.

В гибели капитана Тибекина его родители и те, кто близко знают эту семью, усматривают редкое совпадение.

Олег заканчивал Северо-Енисейскую среднюю школу № 1, где учился и Ефим БЕЛИНСКИЙ — Герой Советского Союза, чьё имя уже много лет носит эта школа (улица Белинского есть и в Красноярске). Погибли Олег и Ефим в один день — 16 декабря. Только Белинский — в 1944 году при выполнении разведывательного задания в Литве, а Олег — спустя 55 лет в Чечне.

А вот ещё удивительное совпадение, о котором рассказала Маргарита Константиновна: «В северо-енисейской школе 16 декабря 1999 года ребята стояли на линейке, посвящённой памяти Ефима Белинского. Ведущий произносит: «Тут Ефим сделал три шага вперёд и упал грудью на вражеский дзот». В этот момент наш младший сын Виталий (ему тогда 15 лет было) вдруг делает шаг вперёд и… падает без сознания, хотя был здоров. У учителей в первую минуту мелькнула мысль, что это по сценарию. Но ничего подобного в сценарии не было! Пришлось приводить сына в чувства… На лице от удара об пол осталась ссадина.

Когда через несколько дней мы узнали, что вечером того же дня погиб Олег, поняли, что младшему сыну была послана весть о гибели брата. А когда Олега привезли, и мы смогли взглянуть на него, на лице с той же стороны была такая же ссадина, как и у младшего брата».

Маргарите Константиновне 72 года. Она не из тех, кто только сидит дома и вышивает крестиком (хотя у неё и вправду такое хобби, и картины с вышивкой получаются изумительные!).

Мать Героя России — заместитель председателя общественной организации семей погибших защитников Отечества. Она проводит уроки мужества в школах, вузах, колледжах. Провожая меня, засобиралась в магазин за шоколадными конфетами: «Готовим посылки для ребят ко Дню защитника Отечества. Надеемся, успеют дойти!».

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы