Целлофановый «прикид»

Пару месяцев назад на университетской доске объявлений висела листовка с претенциозным заголовком «Экологический проект» и пометкой «Для вузов», призывающая студентов принять участие в конкурсе плакатов о чистоте и попробовать свои силы в дизайне одежды из пластиковых пакетов под девизом – «Вторая жизнь упаковки». Лучшим работам были обещаны замечательные призы и двухнедельное выставление на всеобщее обозрение в музее. Внизу, под текстом, немаленький логотип Coca-Cola. Очаровательно!

Студентам предлагалось снова почувствовать себя учащимися начальной школы и попытаться изменить мир к лучшему с помощью ярких фломастеров и кучки шуршащих целлофановых пакетов, да еще и получить за это что-то ценное (вот бы полугодовой запас газировки!). Что ж, неплохой способ для гигантской транснациональной корпорации лишний раз заявить о себе под маской заботы об окружающей среде. Только возникает вопрос: а окружающей среде-то от этого какая польза? Как-то слабо верится, что молодежь в едином порыве заботы о природе кинется шить себе одежды исключительно из целлофана и прочего мусора. Это я к тому, что вопросы экологии, без сомнения, сегодня касаются каждого, только заботиться о чистоте вокруг можно гораздо более действенными способами, чем рисованием агитационных плакатов.

Поясню. Вы когда-нибудь замечали, как в наших супермаркетах сейчас стараются уложить каждую покупку в отдельную «майку»? В итоге их количество у нас дома начинает превышать все мыслимые пределы. Хорошо, если удается приспособить пакеты для вторичного использования, но большая их часть все-таки отправляется в мусор, на свалки, а с учетом российского менталитета зачастую и прямо на улицы города. Для справки: ежегодно в мире производится около триллиона пластиковых пакетов – страшно представить это количество. Многие развитые и даже некоторые развивающиеся страны поняли, что так не может продолжаться бесконечно, поэтому по всему миру сегодня вводятся ограничения на использование пластиковых пакетов: в Париже их использование в торговле остановлено совместным решением городской мэрии и владельцами торговых сетей; правительство Японии призывает граждан заменить пластиковые пакеты полотняными сумками, в США крупные предприятия массовой торговли будут обязаны отказаться от использования пластиковых пакетов в течение полугода, а в Тайване они и вовсе были изъяты из всех государственных и частных торговых центров еще в 2003 г. Кроме того, в Европе и Америке постоянно проводятся имеющие большой общественный отклик экологические акции, призывающие людей не использовать пластиковые пакеты и приходить в магазины со своими сумками.

Думаю, очевидно, что и нам не стоит дожидаться, пока все вокруг утонет в пакетах, а перенять полезный опыт прямо сейчас, начав хотя бы с самих себя, и сделать пускай и небольшой, но ценный вклад в дело защиты нашей окружающей среды, вместо того, чтобы гнаться за сомнительными призами в плохо загримированных под защиту природы рекламных кампаниях гигантских корпораций. Как говорят китайцы, даже великий путь всегда начинается с первого шага.

(Благодарю журнал Yoga Journal за справочные сведения для данного материала)

Никита Бондарев