Автомобильный сервис с высшим образованием

Соглашение между Политехническим институтом СФУ и стратегическим партнёром университета — группой компаний «Медведь Холдинг» о создании базовой кафедры — Высшей школы автомобильного сервиса (ВШАС) было подписано три года назад. Минувшей осенью состоялся третий набор на специальность «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Как показало время, направление востребовано, конкурс на него растёт. На первом наборе не было бюджетных мест, а на втором 12 человек смогли обучаться бесплатно. В текущем году количество бюджетников увеличилось до 22. Более того, на специальность, которая по определению считалась мужской, стали поступать девушки.

Мы беседуем с директором по персоналу «Медведь Холдинга» Ольгой Владимировной ОСЬКИНОЙ.

— Действительно, наши студенты имеют возможность поступить во ВШАС на бюджетной основе. И бюджетные места пользуются спросом: в приёмную кампанию 2019 года был высокий проходной средний балл, конкурс — пять человек на место. Сейчас на первом курсе учатся 24 студента, из них 22 на бюджете и два — на платной основе.

В этом году общий набор планируем увеличить до 30 человек. Студентам, которые обучаются платно и успевают по всем предметам, предоставляются преференции — часть суммы (40% в текущем учебном году) им оплачивает СФУ. Если же студент — отличник, то оставшуюся часть доплачивает холдинг. Вот и получается — поступил человек платно, а учится бесплатно.

— Предполагает ли такая помощь ответные обязательства?

— Мы заключаем с вузом договор об оплате обучения и последующем трудоустройстве этого студента на наше предприятие. Молодой специалист должен будет какое-то время отработать у нас. Что интересно: ребята, которые добиваются высоких результатов в обучении, отличные результаты показывают и на практике, которую проходят в наших дилерских центрах.

— Ольга Владимировна, когда создавалась Высшая школа автомобильного сервиса, предполагалось, что на этой образовательной программе ребята смогут основательно подкрепить теорию практикой..
.

— У нас два вида практики. Первый — так называемая включённая. Главный человек, который курирует ребят — технический директор «Медведь Холдинга» Владимир Николаевич ПОТЕХОНЧЕНКО. Один раз в неделю студенты занимаются в дилерских центрах и в учебном центре на территории работодателя, а в остальные дни — в СФУ. То есть каждую неделю имеют возможность погрузиться в рабочие процессы, в корпоративную культуру предприятия. Это способствует их адаптации в будущем, когда они станут полноправными сотрудниками нашей организации.

И каждый год есть летняя практика в общепринятом понимании — один месяц студенты отрабатывают на предприятии. С каждым курсом она усложняется.

На первом-втором курсах у ребят ознакомительная практика в сервисе. Они могут прийти на первую линию приёмки и поработать там мастерами-консультантами непосредственно с клиентами (сначала под присмотром наставников, потом самостоятельно).

На третьем курсе уже пробуют себя в роли диагностов, а это сложнейшая специальность. Мастер-диагност должен уметь определять неисправности любого автомобиля.

Преддипломная практика на четвёртом курсе напрямую зависит от результатов обучения. В какой области студент показал наивысшие результаты и где планирует дальше развиваться, там и есть у него возможность поработать.


— Предположим, студент не захочет, получив диплом, идти работать по специальности в холдинг, а деньги на его обучение уже потрачены. Что тогда?

— Если бы мы не смогли определить за два-три года, будет ли у нас человек работать, и оплачивали его учёбу, это считалось бы грубой управленческой ошибкой. Но такого по определению быть не может, случайные у нас не задерживаются. Ещё на начальном этапе мы чётко отслеживаем способности и мотивацию каждого студента. Важный момент в нашей учебной программе – это вовлечение студентов в жизнь компании уже с первого курса: участие в спартакиадах, квартальных и годовых конференциях компании. Поэтому спустя 4 года обучения, начав работать в компании — «вчерашний» студент не будет чувствовать себя чужим, а интересную работы мы всегда подберём.

— Если человек получил специальность «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», где и кем он сможет работать?

— Выбор широкий. Начиная от традиционных «сервисных» специальностей (мастер-консультант, инженер по гарантии, мастер цеха, инженер контроля качества и т.д.) и до работы в смежных подразделениях, где технические знания не менее важны при работе с клиентом. А далее (при успешной работе) — карьерный рост в компании и руководящие должности, включая директорскую. Ключевое в подготовке наших студентов — индивидуальный подход. За период обучения и прохождения практики мы видим сильные стороны студентов и исходя из этого можем предложить каждому ту должность, в которой молодому специалисту будет интересно работать и развиваться в компании. Задача — подготовить специалистов будущего: мехатроников, способных разбираться в электронике и механике, уметь работать с интеллектуальными системами как современных автомобилей, так и автомобилей будущего (в первую очередь электромобилей), уметь работать с клиентом. Но если мы видим потенциал студента в других областях, мы обязательно найдём ему применение в нашей компании.

— Цифровые технологии развиваются быстро. Если взять те же автомобили — постоянно меняются их модели, появляются дополнения, расширяются возможности…

— Есть предмет «Тенденции современного автомобилестроения», и мы можем студентам не только рассказать об актуальных изменениях, но и показать технологии обслуживания. Это лишний раз доказывает, что обучение во ВШАС и будущая работа тесно взаимосвязаны.

Университет проводит немало конкурсов, направленных на раннее выявление талантов у студентов, которые могут что-либо разрабатывать, генерировать идеи. Наши ребята с удовольствием принимают участие, например, в проекте «СТЭМ-игры». Второкурсники разработали и выполнили модель «механическая рука». Детали распечатывали на 3D-принтере, чуть-чуть не хватило баллов до победы — заняли третье место среди 20 участников. Это очень достойно! Как работодатели мы материально поощряем участие студентов в конкурсах, поэтому они довольно активны.

Готовить конкурсные проекты студентам помогают и преподаватели СФУ, и сотрудники учебного центра нашего холдинга. Учебный центр, кстати, постоянно пополняется новыми моделями. Не так давно введена в эксплуатацию модель действующего электромобиля. Мы его, образно говоря, «распилили», сделали подсветку, чтобы показать, как заряжается, как расходует энергию. Автомобиль самостоятельно передвигается, то есть это динамическая модель. Мы участвовали с ней в специализированной выставке «МоторЭкспоШоу». В подготовке модели помогали наши студенты. В планах и другие обучающие стенды, которые будут использованы в обучении и в разработке которых пригодятся идеи ребят.

— Ольга Владимировна, правда ли, что ВШАС — уже не чисто мужское направление?

— У нас и правда учатся две девушки. Одна поступила в прошлом году, вторая в этом. Обе планировали пойти учиться именно на автотранспортное направление. Одна пришла после автотранспортного техникума, другая после школы. Интересно, что обе хотят потом работать вовсе не в клиентской службе, а именно в зоне сервиса, где устанавливают оборудование и ремонтируют машины. Думаю, их мечта осуществится. Пожалуй, и сам факт присутствия девушек станет той изюминкой, которая будет привлекать к нам клиентов.

СЛОВО СТУДЕНТАМ

Андрей ТРОЦКИЙ, 2 курс:

— За два года я ни секунды не пожалел, что выбрал эту специальность и это учебное заведение. Политехнический институт и «Медведь Холдинг» хорошо организовали программу учёбы. Самое интересное, конечно, практика. Пока, естественно, мы только наблюдаем за автомеханиками или нам доверяют что-то несложное (под жёстким контролем специалистов). Но лично для меня «Медведь Холдинг» за этот небольшой срок стал родным коллективом. Потому что там и вне работы насыщенная жизнь. На все мероприятия нас зовут. Так, я был участником Cпартакиады — играл в футбол. А ещё помогал в организации «МоторЭкспоШоу», затем был сопровождающим у стенда — рассказывал всем интересующимся о Высшей школе автомобильного сервиса.

Ксения КУКЛИНА, 2 курс:

— Ещё в школе я интересовалась автомобилями, их разновидностями, дизайном. Наверное, сказался пример отца. Наш первый автомобиль в семье — ВАЗ-2109. Папа его постоянно ремонтировал, а я много времени проводила с ним в гараже. Он рассказывал об устройстве, показывал некоторые детали. Почему решила поступать во ВШАС? Хочу развиваться в этом направлении, получить опыт, который пригодился бы в жизни. Конечно, первое время от мамы звучали слова «Ты же девочка, как с одними парнями будешь учиться?» и т.п., но потом мама поняла, что мне эта сфера интересна, и больше мы больной темы не касались. Меня спрашивают: не тяжело ли тебе? Конечно, поднять какой-нибудь агрегат бывает не под силу, но в сервисных зонах немало инструментов, которые облегчают работу автомехаников. Отучившись первый год, я лучше стала понимать устройство автомобиля, процессы, в нём протекающие. Поняла, что Закон о защите прав потребителей — полезная вещь. Самые интересные предметы, на мой взгляд, — «Введение в специальность», «Основы правоведения в автомобильном сервисе», «Тенденции современного автомобилестроения», «Основы конструкции автомобиля», «Начертательная геометрия и инженерная графика». И я уже точно знаю, что хочу остаться работать в «Медведь Холдинге».

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы