Суровые правила попадания в топ

Кандидат технических наук доцент кафедры технологических машин и оборудования нефтегазового комплекса ИНиГ СФУ Вадим ТЫНЧЕНКО по итогам прошлого учебного года стал вторым в топе лидеров публикационной активности СФУ. Да и сам институт, где преподаёт молодой учёный, на этот раз оказался на четвёртом месте по объёмам НИР и на третьем по публикациям.

Секрет активности

— Думаю, секрет успеха — в нашем трудоспособном коллективе и в системе стимулирования в СФУ. Именно благодаря эффективному контракту и материальной поддержке со стороны вуза мы смогли за прошлый год опубликовать накопленные за последние несколько лет результаты исследований, — считает Вадим. — Вышло довольно много: порядка 80 работ. Из них 58 статей в журналах Scopus, а оставшиеся опубликованы в итоговых сборниках различных международных научных конференций. Весь год я и мои коллеги сидели за компьютерами до глубокой ночи. Выручало то, что часть международных конференций проходила у нас, в Красноярске. А то представьте себе: идёт форум в Германии, а тебе надо там опубликоваться. Во-первых, за публикацию требуется заплатить, а во-вторых, лично принять участие в конференции (не поедешь — не опубликуют); суровые правила.

— Как появляются темы статей?

— Большинство тем формируется в процессе общения. У меня, кстати, немало статей со студентами из разных наших институтов и даже из других университетов. Я обычно даю ребятам наукоёмкие темы с разработкой новых алгоритмов. И обязательно учитываю интересы студентов. Например, хочется кому-то запроектировать какое-то оборудование, и я погружаюсь в эту тематику с головой. Отсюда и самые разнообразные совместные публикации, от экономических до технических и математических.

В 2019 году В.С. Тынченко участвовал в качестве исполнителя в работе по гранту «Разработка оборудования для ликвидации негерметичности эксплуатационных колонн нефтяных и газовых скважин» в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». В итоге создано программное обеспечение для стенда исследования оборудования, обеспечивающего надёжность работы эксплуатационной колонны нефтяных и газовых скважин. Посвящённые данной теме публикации размещены в журналах Scopus Q2, Q3.

Нередко обращаются ко мне сотрудники из других институтов СФУ, у которых собрано много данных, но они не до конца понимают, что с ними делать; требуется участие системного аналитика (в моём лице), чтобы определиться, какие алгоритмы и методы можно применить и как интерпретировать результаты. Оказываешь помощь — разрабатываешь алгоритмическую и аналитическую составляющую. В результате — новая публикация. Таких совместных статей было много со студентами и сотрудниками ИУБПЭ и ИКИТ. Оттого что мы объединили усилия (у них свои методы и алгоритмы, а у нас свои), выиграли все.

Хороший старт

В 23 года Вадим окончил Сибирский аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва (ныне — опорный университет Красноярского края) по направлению «Системный анализ и управление». В 2008 году, сразу по окончании магистратуры, защитил кандидатскую диссертацию.

— Разве так бывает? — интересуюсь.

Коcмодром Восточный — cтартовый стол запуска ракет

Коcмодром Восточный — cтартовый стол запуска ракет

— Бывает, если рядом мудрый наставник. Моим учителем был доктор технических наук, профессор кафедры системного анализа и исследования операций СибГУ Евгений Станиславович СЕМЁНКИН. Под его руководством я написал три диссертации — бакалаврскую, магистерскую и в итоге кандидатскую «по мотивам» магистерской работы, расширив её и дополнив экспериментальными исследованиями.

Я благодарен своей alma mater, где нас научили ставить задачу анализа, определять цель, подбирать алгоритмы. В вузе сконцентрированы сильные научные школы. Помню, как уже на первом курсе добровольно-принудительно нас привлекли к научной работе, предложили интересные посильные для нас задачи, дали возможность войти во вкус научных исследований. Во втором семестре, первокурсником, я выступал с докладом на конференции в КГТУ. Это ценный опыт! Уже тогда мне стало ясно, что конференции — замечательный инструмент для общения, обмена знаниями. Например, в 2017 году на форуме во Владивостоке мы познакомились и до сих пор поддерживаем отношения с коллегой из Иркутска, кандидатом технических наук Алексеем Геннадьевичем МАССЕЛЕМ. Темы наших докладов удачно дополняли друг друга, поэтому обсуждение научных результатов продолжалось и в свободное от секционных заседаний время. Обсуждали всё: кто какие алгоритмы применяет, у кого какая вычислительная база, как запускают алгоритмы, какие сценарии используются, где это применяется. Душевно общались все пять дней, пока шла конференция.

— Что является предметом вашего научного интереса сейчас?

— Интеллектуальные алгоритмы управления разнообразными технологическими процессами. К примеру, берёте вы в руки айфон, а он вас узнаёт и моментально снимает блокировку. А всё дело в том, что искусственная нейронная сеть уже отсканировала рельеф вашего лица и опознала хозяина мобильника.

Искусственный интеллект применяется при решении логистических задач или, например, при планировании закупок на предприятиях. У меня есть статьи, посвящённые указанным темам. Интересны методы, как с помощью искусственного интеллекта найти лучший вариант из множества, выбрать оптимальный вариант для скрещивания каких-либо видов, популяций. Хорошо работают эти алгоритмы и в части определения состояния машин, оборудования, технологических процессов. Меня интересует задача распознавания корректности показаний тех или иных датчиков. Например, в печи готовится торт, выставлена нужная температура, но видно, что показания не соответствуют действительности, и торт не выпекается. Искусственный интеллект, как и человек, способен обучаться!

Свобода выбора

Конечно, большую роль в самоопределении играет семья.

— Мой отец — подполковник в отставке. До момента расформирования Красноярского высшего командного училища радиоэлектроники он там преподавал на кафедре. Потом работал в Аэрокосмической академии, где защитил диссертацию. Мама работала в том же военном училище инженером-математиком в вычислительном центре, а когда оно закрылось, пришла преподавать в Политехнический институт, где трудится до сих пор.

Воспитывали меня довольно демократично. С одной стороны, давали свободу выбора, с другой — наглядно показали вектор развития. Не скрою, у меня были вначале планы выучиться на программиста.

— Что помешало?

— Я понял, что очень много времени придётся проводить в одиночестве за компьютером. Научная же деятельность предполагает общение, и это мне гораздо ближе. Я люблю путешествовать по новым местам, с людьми общаться. Мне абсолютно не в тягость, когда попутчики изливают душу. Нравится открывать для себя новые города и страны. Я много ездил по Европе — побывал во Франции, Голландии, Германии. Люксембурге, посетил Америку. Во время учёбы в вузе некоторое время жил в Чехии. Когда учился ещё в 11 классе, ниже этажом жила тележурналистка, которая всё агитировала меня работать на их канале (видимо, поняла, насколько я общительный). Но я подумал и отказался.

— Почему?

— Учёному можно реализовать амбиции и технаря, и гуманитария одновременно: общаться с людьми, получать новую информацию, делиться опытом.

— Вы ещё и преподаёте. Это много времени и сил отнимает от исследований?

— Мне нравится сегодняшняя молодёжь. Сейчас веду занятия на первом курсе, и мы с ребятами встречаемся раз в две недели. Я дал им шесть лабораторных работ в соответствии с рабочей программой дисциплины. Через два месяца выясняется, что почти все студенты всё сделали. Просят новое задание. Вот как! Я придумал для них более серьёзные вещи. Месяц проходит — опять сделали! И снова просят дать что-нибудь.

— Первый раз встречаю преподавателя, который так доволен студентами...

— Могу назвать эту группу: НБ19-02Б.

Штрихи к портрету

И бильярд!

И бильярд!

Вадим Тынченко любит пошутить, умеет танцевать брейк-данс и может «побренчать» на гитаре. Благодаря одноклассникам более десяти лет назад приобщился к сноуборду, обожает играть в большой и настольный теннис, в футбол и волейбол. Увлечён автомобилями, но не фанатично. Приобщился к интерьерному дизайну — освоил несколько программ, когда нужно было обустроить собственную квартиру. Из писателей любит Булгакова и Льва Толстого. Во всём, даже во временных затруднениях, склонен видеть плюсы. Например?

— Уже третий год хочу съездить в отпуск и не могу... Зато в ипотеку квартиру купил. Понятно, что если перед собой не ставить цели, то ничего и не добьёшься. Но цель должна быть реалистичной.

А ещё он любящий семьянин.

— Вечером могу пожертвовать какой-то работой, чтобы прочесть дочери на ночь сказку. Читаем с ней популярную детскую тетралогию эстонского писателя Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода». И только когда уснёт, сажусь за переводы и статьи.

— В сутках 24 часа. От чего приходится отказываться?

— К счастью, многие мои друзья работают рядом, но пойти с ними куда-то и отдохнуть вне работы уже не удаётся.

Сейчас Вадиму Тынченко 35. До 40 лет он планирует написать докторскую диссертацию. Учёного в этом поддерживают его жена и родители.

— Подготовка докторской — это большая комплексная работа на перспективу, сверхсерьёзная задача, — говорит Вадим. — Но пока на первом месте — по максимуму опубликовать результаты, которые уже наработаны на нашей кафедре.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы