Рышард ЖЕЛУКЕВИЧ — человек-эпоха

|

Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего шесть лет. Но и сегодня он помнит пронзительный гул самолётов, возникших в небе внезапно, ниоткуда. Их было много. Чтобы испугать местное население и устроить панику, один сбросил на пограничный Щучин — город в Белоруссии, в 70 километрах от Гродно — бомбу.

— В тот день я играл с ребятами на улице, погода отличная, вдруг слышим — летят, а нам, мальчишкам, весело посмотреть на такое чудо... Откуда нам было знать, что это война? Семья наша жила на станции Железнодорожная. Утром просыпаемся, а во дворе уже немцы, из дома нас выгоняют. Всех евреев — детей и взрослых — отправили в гетто. Немцы оборудовали рядом с нашим домом бруствер, с четырёх сторон поставили пулемёты. У соседки застрелили мужа, она осталась одна. К ней в дом мы и перебрались и всю войну там вместе прожили. Мой отец и в мирное время, и в годы войны работал водителем на единственном промышленном предприятии в Щучине — фанерном заводе. Нужно было кормить семью, — вспоминает Рышард Борисович ЖЕЛУКЕВИЧ, доктор технических наук, профессор кафедры авиационных горюче-смазочных материалов Института нефти и газа СФУ. В июле этого года учёный отметил своё 85-летие.

— Рышард Борисович, у вас такое редкое имя...

— Так я ведь пОляк. И мой отец, и мама (родилась она в Литве) — поляки. Пока я не пошёл в школу, дома разговаривали только на родном языке. Но рядом с нами жили белорусы, и этот язык мне тоже хорошо знаком. Потом перешли на русский.

— Не забыли польский?

— Нет, могу и сейчас свободно говорить.

— Как же вы оказались в Сибири?

— После школы меня призвали в Советскую Армию. Сначала служил в Кривом Роге, потом нашу инженерную часть перебросили в Сибирь, в город Заозёрный Рыбинского района Красноярского края. Там все работали на строительстве, а я вёл учёт всего оборудования при штабе. После армии в 1961 году устроился слесарем-ремонтником 3 разряда в сборочный цех №1 на Красноярский комбайновый завод. Вскоре окончил Сибирский технологический институт по специальности «Инженер-механик по машинам и механизмам лесной промышленности» и работал на родном заводе сначала механиком цеха, потом инженером и инженером-конструктором. Для меня это было, наверное, самое счастливое время.

— Почему?

— С детства мечтал работать именно на большом заводе, и мечта сбылась. На комбайновом было интересно! Помню, в субботу-воскресенье все отдыхают, а я по своей инициативе иду на работу спозаранку, чтобы проверить, нормально ли работает оборудование. Когда стал механиком цеха, меня часто вызывали на работу ночью. Вернувшись под утро и немного отдохнув, снова шёл на завод как ни в чём нe бывало.

После окончания вуза меня перевели в отдел главного металлурга, где занимался проектированием пресс-форм для деталей. И все мои проекты воплощались в готовых деталях. Не дай бог ошибку допустить — обязательно всплывёт. Если в самой форме матрицу не так сделал, то и деталь бракованная выходила. Только один раз я что-то не рассчитал, не так расположил деталь, но это был единственный случай.

Кстати, кроме комбайнов на заводе выпускали ещё и товары народного потребления, например, стиральные машины «Белка». По моим чертежам для них изготавливали детали, литые кронштейны. Теперь, когда проезжаю мимо места, где раньше стоял наш завод, на душе тоскливо. Такая махина снесена... Первый сборочный цех, из нескольких пролётов, тянулся от железнодорожного вокзала до центральной проходной. Там была уйма оборудования, станков. Жаль.

Много лет отдал Рышард Борисович проектной и конструкторской деятельности в области дорожного, строительного и горного машиноведения. На заводе комбайнов он трудился до 1971 года, а ушёл оттуда, как говорят в таких случаях, по семейным обстоятельствам. На большом предприятии с квартирами было туго, а Желукевич к тому времени женился, семья нуждалась в жилье. Руководство Красноярского института ПромстройНИИпроект, где в лаборатории механизации работала супруга молодого специалиста, обещало предоставить квартиру, но при условии, что и муж перейдёт в институт. Пришлось решиться на этот шаг. В НИИ Желукевич занимал сначала должность старшего инженера, а потом и ряд других руководящих должностей. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Дорожные, путевые и строительные машины». Тема исследования — «Разрушение мёрзлого грунта дисковыми резцами».

В разные годы коллективами учёных и специалистов при участии Р.Б. Желукевича и под его руководством разработаны конструкции рабочих органов роторных экскаваторов, бульдозерных рыхлителей и бурового оборудования, оснащённых дисковым режущим инструментом.
А ещё в этом году 85 лет со дня рождения таких известных людей, как:

>> Евгений Андреевич ЛОЗИНСКИЙ (5 апреля 1935 — 9 июля 1997) — заслуженный работник культуры России;
>> Иван Всеволодович ШПИЛЛЕР (15 июля 1935 — 18 декабря 2003) — дирижёр Красноярского симфонического оркестра;
>> Вениамин Сергеевич СОКОЛОВ (29 сентября 1935 — 30 января 2011) — ректор Красноярского госуниверситета.

Мощное поколение!

— Почему я взялся за эту тему? Основные машины, которые разрабатывают мёрзлый грунт, — это рыхлители, и у них один зуб сзади за трактором цепляется, — объясняет суть своего изобретения учёный. — Чтобы объём разрушенного грунта был больше, я сзади за зубом поставил ещё два клина и два диска, которые, заглубляясь в грунт, дают в два, а то и в три раза больший объём за один проход, чем прежде. А спросите меня: для чего я именно диски использовал? Если обычные зубья применять, то получается трение–скольжение, а если диски — трение–качение. Чувствуете разницу? То есть уменьшается усилие и снижается энергоёмкость процесса. У нас даже был изготовлен экспериментальный образец в натуральную величину. Испытание на базе управления механизации в Красноярске он прошёл успешно, но, к сожалению, дальше дело не пошло. На все мои изобретения есть патенты, их более ста, и столько же научных работ. Идей у меня ещё много!

После 1986 года трудился изобретатель в институте КАТЭКНИИуголь. Юбиляр шутит, что его любимая цифра — 10. Почему? Так получалось, что примерно через каждые десять лет он менял место работы. Неизменным оставался только научный интерес — разработка и создание высокоэффективных рабочих органов строительных, дорожных, буровых машин для разрушения мёрзлых грунтов.

С 1998 года и до сегодняшнего дня Р.Б. Желукевич преподаёт: сначала в КГТУ, затем в ИНиГ СФУ. Ведёт активную научно-исследовательскую работу со студентами, аспирантами, молодыми учёными и преподавателями. Автор ряда учебников по преподаваемым дисциплинам: «Машины и агрегаты для содержания аэродромов», «Машины и агрегаты для обслуживания воздушных судов». Всего им изданы в соавторстве одиннадцать учебных пособий с грифом УМО и пять учебно-методических разработок. Периодически для наглядности преподаватель отправляется со студентами в аэропорт, где заводит их в боксы и рассказывает, как устроены машины, для чего предназначены.

В 2013 году учёный защитил докторскую диссертацию «Теория и практика создания рабочих органов строительных и дорожных машин с дисковыми резцами». Исследование по толщине напоминает знаменитый словарь русского языка Ожегова.

— Сейчас меня интересует тема строительства зимников на Крайнем Севере, где необходимо уплотнять дороги, занесённые снегом. В таких условиях важно не позволить машинам скользить в поперечной плоскости, — рассказывает изобретатель. — В этом направлении сейчас активно работаем, получаем патент. Студентам интересно на лекциях, потому что преподаю я им по своим же учебникам, в основе — практика, опыт.

— Рышард Борисович, вам 85, вы активно работаете в университете, продолжаете заниматься наукой. Время на отдых остаётся?

— Как только выпадает снег — становлюсь на лыжи. Ну и стараюсь правильно питаться. Утром всегда салаты. Мой любимый — из тёртой сырой моркови и свеклы с подсолнечным маслом — ем почти каждый день. Потом булочка и кружка чая. До обеда мне достаточно. Летом стараюсь много ходить пешком — просто, без скандинавских палочек. Общаюсь с внуками. Младшему Даниле сейчас шесть лет — ровно столько мне было, когда началась война. Что ещё? Кот Тоша — наш семейный антистресс. Какие 85? Жизнь продолжается!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы