Выпускник СФУ = человек культурный

В 2007 году Сибирский федеральный университет приступил к реализации программы эстетического образования для студентов всех специальностей. Предварительное аналитическое исследование и непосредственная разработка концепции были проведены в рамках реализации инновационного проекта. Научный руководитель – народный архитектор России, член-корреспондент Академии художеств РФ, профессор кафедры культурологии-1 СФУ Арэг Саркисович Демирханов. Активнейшее участие в разработке этой программы приняла зав. кафедрой рекламы и СКД, доктор философских наук, профессор, заместитель губернатора Красноярского края Ольга Анатольевна Карлова. Именно под ее руководством рабочая группа ученых и преподавателей написала и подготовила к изданию научную монографию «Креатив как территория прогресса. Сибирь. XXI век». На основании исследований этой рабочей группы и стало возможным предложить студентам СФУ образовательные программы, где история и теория искусства и культуры дополняется методологией творческого мышления, создания и реализации новых креативных идей. Несомненно, что навыки интеллектуального творчества необходимы студентам всех направлений и специальностей. Поэтому программа эстетического образования, направленного на развитие духовной культуры студентов СФУ, носит основополагающий характер и будет реализовываться через кафедры факультета искусствоведения и культурологии, общеуниверситетские кафедры Института фундаментальной подготовки.

В основе концепции эстетического образования лежит теория культуры как процесса, в результате которого выстраивается определенная система идеалов. Очевидно, что в современном информационном обществе таким процессом можно и должно управлять, задавая определенное содержание системе эталонов, образцов. Внутри культуры уже созданы и продолжают создаваться особые механизмы идеалообразования: шедевры мировой художественной культуры. В результате восприятия того или иного произведения искусства происходят вполне конкретные изменения в чувственном и рациональном видах мышления человека или даже социальной группы. Следовательно, искусство само по себе выступает как развивающая среда. Шедевры искусства – наиболее действенная сила, изменяющая формы чувственного и рационального мышления.

Реализация программ эстетического образования должна обеспечить максимально полное целенаправленное формирование социально-перспективных идеалов – идеалов патриотизма, толерантного мышления, социальной активности, самостоятельности и многих других. При этом сами идеалы не декларируются и не предлагаются в качестве готового результата, а проявляются через процессы активной деятельности. Главная задача, которую решает система эстетического образования, – подготовка специалистов, способных самостоятельно ориентироваться в современном информационном культурном поле и умеющих работать с различными социальными объектами по целенаправленному формированию социально-перспективных идеалов.

Учебная деятельность по реализации программы эстетического образования также носит системный характер.

Организованное эстетическое образование формирует культуру визуального и аудиального мышления. Если же такая культура складывается стихийно, то зачастую это происходит негативным образом, подчас разрушающим и саму культуру.

Обучающие программы построены по принципу постепенного расширения эстетического содержания, поступательного формирования культуры визуального и аудиального мышления для всех специальностей всех факультетов СФУ:
1 и 2 семестры – «История и теория музыки»;
3 и 4 семестры – «История и теория изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы и России»;
5 и 6 семестры – «История и теория литературы, театра и кинематографа»;
7 семестр – «История религии»; «Технологии творчества»;
8 семестр – «Культурология».

Эта система позволит формировать эстетическую культуру и мышление студентов наиболее действенно и результативно.

Н.П. Копцева