Там куклы говорят и сказки оживают

В нашей постоянной рубрике «Привет, работодатель» — Красноярский театр кукол с вакансиями для креативных и самостоятельных

В декабре у каждого второго фонарики на окнах, мандарин на блюдце, мини-ёлка возле монитора. Но секрет в том, что волшебство должно быть не снаружи, а внутри. Например, внутри Красноярского театра кукол волшебства, кажется, хватит на всех. Команда артистов, художников, администраторов, менеджеров и маркетологов трудится каждый день, чтобы спасать заблудившихся нас от рутины и напоминать о чём-то действительно важном. Здесь уже не только классика кукольного жанра, но и взрослые многосмысловые постановки, встречи «вопрос-ответ» актёров и подростков, канал на ютубе и постоянный поиск новых решений. Есть идеи, как жить культуре в эпоху цифры? Что предпринять, чтобы быть услышанными? Современная креативная команда театра ищет единомышленников!

Справка

Красноярский краевой театр кукол уже 82 года живёт в старинном красивом здании на пересечении улиц Ленина и Дзержинского. Именно здесь тысячи людей увидели своё первое театральное представление и воочию познакомились с искусством. В театре работают более 60 человек. Со спектаклями коллектив выезжает на гастроли. Постановки занимают призовые места на всероссийских и международных театральных фестивалях. Так, недавно спектакль «Я — кулак. Я — А-Н-Н-А» (режиссёр Юлия КАЛАНДАРИШВИЛИ, Санкт-Петербург) был номинирован сразу в 4-х номинациях фестиваля «Золотая маска».

Прийти и остаться

За 15 минут до спектакля открываются часы–музыкальная шкатулка. Над входом в театр кукол танцуют медведь, заяц, лиса. Прохожие наблюдают танец с удовольствием, улыбаются. Может быть, такие моменты и отличают счастливый день от обычного?

Тяжёлая, кажется, старинная дверь. Шикарная люстра, напоминающая жар-птицу. Необычный покатый полоток. Несколько шагов… и большая новогодняя ёлка. Она украшена бусами, фонариками, игрушечными яблоками, конфетами, самодельными игрушками. А вдоль стены расположился маленький город: местные жители пьют чай и выглядывают в окна.

Представляете ребёнка, который пришёл сюда? Представляете, какими глазами он смотрит на это великолепие?

— Я считаю, что театр делает людей более счастливыми, наполняет жизнь дополнительным смыслом. Взрослые наш театр часто называют «маленьким кукольным домиком», в который хочется возвращаться снова и снова, — говорит заместитель директора по основной деятельности Красноярского театра кукол Светлана Викторовна АНДРЕЕВА.

— Про кукол говорят, что они живут своей жизнью. Как думаете, правда?

— Артисты рассказывают, что есть взаимоотношения кукол друг с другом, некие закономерности и даже мистика. У каждой куклы свой характер — это точно. А может быть даже у каждой вещи?

Недавно к нам приезжала педагог, режиссёр Яна ТУМИНА с циклом мастер-классов для артистов в рамках творческой лаборатории. Артисты учились работать с бытовыми предметами, вникали в их биографию и учились видеть через них свою. Театр — это огромнейший мир, где много граней.

— Должно быть, в этих стенах иначе работают фантазия и воображение?

— В этих стенах, безусловно, всё работает иначе. Фантазия и воображение помогают реализовывать творческие проекты.

Театр — сложный организм, который состоит из разных подразделений: труппа, музыканты и звукоосветительный цех, художественно-производственные мастерские, монтировочный цех, отдел по работе со зрителем. В каждом нужны особые знания и компетенции и, конечно, творческий подход.

У нас постоянно происходит что-то новое! Кроме сказок мы ставим спектакли для взрослых, такие как «Хармс» и «Егоркина былина» в постановке Руслана КУДАШОВА, главного режиссёра Санкт-Петербургского Большого театра кукол. Нашу постановку «Мелкий бес» срежиссировал Александр ЯНУШКЕВИЧ, известный мастер из республики Беларусь. Эти работы открывают для зрителей разных возрастов что-то своё, сокровенное.

Театр часто гастролирует по Красноярскому краю, в самые удалённые уголки региона, вплоть до Крайнего Севера. Организация таких гастролей требует сложнейшей логистики! Ведь в Туруханском районе между населёнными пунктами существует только вертолётное сообщение. И вертолёты летают крайне редко! Тем не менее мы находим способы, договариваемся, нас поддерживает краевое министерство культуры. И на первый взгляд невозможное становится возможным! Мы любим ставить перед собой сложные задачи и решать их.

Привнести и сделать

— Наша ставка на креативных людей, которые через призму поставленных на сцене спектаклей могли бы создавать новые проекты для продвижения театра, — говорит Светлана Андреева. — Мы открыты для новых идей и проектов, в том числе от студентов.

«Аня идёт в театр» — так называется книга, которую придумала, а потом, выиграв грант, издала команда театра. Это книга-путешествие по дому, где живут сказки, написанная детским красноярским писателем Еленой ТИМЧЕНКО. В этом году театр нашёл спонсоров и сделал доиздание.

«Театр+школа» — здесь театр везёт кукол в школы Красноярска и края. На таких встречах, помимо спектакля, проводятся выставки, мастер-классы, тематические беседы артистов и школьников для погружения юных зрителей в мир театра.

«Театральный фургончик» — микроавтобус театра, оснащённый мини-сценой, светозвуковым оборудованием и откидными стульями. Он объездил уже весь край.

— У нашего директора Татьяны ПОПОВОЙ возникла идея театрального фургончика, в котором артисты будут колесить по краю. Мы сразу стали обдумывать, как переделать наш микроавтобус, как установить мини-сцену, провести звук и свет. Задействовали наших партнёров, и вскоре фургончик поехал по деревням и сёлам, где некоторые дети вообще никогда не видели театр! Для них это стало сильнейшим впечатлением, дети не хотели отпускать фургончик, долго махали артистам на прощание и даже бежали вслед. Это ценный опыт. То, как нас встречают в городках и небольших поселениях, ярче всего подтверждает, что театральный фургончик — проект, который нужен региону.

Самый верный способ стать частью театра (войти в кадровый резерв, а в будущем трудоустроиться) — это пройти практику, ярко заявить о себе, быть инициативным, думать, предлагать и не бояться делать.

— В прошлом году мы работали с двумя второкурсницами из Сибирского федерального университета, с кафедры дизайна. Девушки разрабатывали макеты афиш к премьерным спектаклям. Они подошли к делу творчески и серьёзно одновременно. Задавали уточняющие вопросы режиссёру, проникались произведением. В итоге получились интересные авторские афиши, которые украшают наши стенды. Думаю, когда девушки закончат вуз, они станут специалистами высокого класса, потому что получили важный опыт профессионального общения и выполнения заказов.

— Рассматриваете ли вы резюме? И что делать вчерашним выпускникам или студентам, ведь они толком нигде не работали?

— Я участвую в подборе кадров для отдела по работе со зрителем, а также на такие должности, как маркетолог, руководитель литературно-драматургической частью, видеограф. В первую очередь мы обращаем внимание на портфолио. Через работы соискателя знакомимся с его личностью: смотрим на авторский стиль, индивидуальное прочтение той или иной темы. Насколько современны работы — тоже важный вопрос, поскольку наша аудитория — школьники и студенты, нужно говорить с ними на одном языке. Потом, на собеседовании, обращаем внимание на черты характера. Что вообще интересно человеку в жизни? Что бы он мог и хотел привнести в деятельность театра? Какие спектакли ему нравятся? И, конечно, учитываем профессиональные стандарты, наличие (в зависимости от должности) высшего гуманитарного или технического образования.

— Кому будет трудно у вас?

— Тем, кто боится предлагать новые идеи, не любит многозадачности. И наоборот: кто хочет получить много общения, участвовать в необычных проектах, тем будет интересно.

— Проекты всегда осуществляет слаженная команда, а как же театральные интриги и козни?

— В нашем театре деловая обстановка, и так много задач, что на интриги просто нет времени, это не про нас, — улыбается Светлана Андреева. — Проекты — один из наших приоритетов. Сейчас мы работаем над организацией тифлокомментирования спектаклей для незрячих зрителей, над арт-терапевтическим проектом «Кукла лечит», выстраиваем тесное взаимодействие с вузами Красноярска. Надеемся, что, несмотря на пандемию, мы не только сохраним свою аудиторию, но и привлечём новую.

Работать и любить

Театр забирает много сил и энергии. Не всегда остаётся время для семьи и личных интересов. Потенциальным сотрудникам нужно быть готовым к этому. С другой стороны, бонус — большая творческая театральная семья, которая становится частью жизни.

У начинающего специалиста (например, у администратора, видеографа или маркетолога) в театре кукол заработная плата от 30 до 40 тысяч рублей, полный социальный пакет.

Сейчас открыта вакансия видеографа. Также театр приглашает на практику дизайнеров, медиаспециалистов и всех, кто может придумать классный проект и вместе воплотить его в жизнь!

Александра СЛАВЕЦКАЯ-МАРКЕВИЧ

Похожие материалы