100 лет ГОЭЛРО + ещё одна дата

Программа ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России) была принята 22 декабря 1920 года. Этот день энергетики страны считают своим профессиональным праздником. А у нас дата двойная — 60 лет назад в Красноярском политехническом была создана сначала кафедра электроснабжения, а потом на её базе — электротехнический факультет.

О том, что в декабрьском номере обязательно должно быть место для этого юбилея, мы договариваемся с доцентом кафедры электрических станций и электроэнергетических систем Ольгой Павловной ХАЛЕЗИНОЙ по телефону. «Страничка, не больше». Потом она привозит папку с материалами... на 90 Мб. Поздравления от стратегических партнёров, от бывших деканов, от выпускников. Прекрасные фотографии лабораторий, оборудования станций; их одних достаточно, чтобы понять мощь современной энергетики.

Разместить это на странице невозможно. Но мы возможности изыскиваем. Интервью с директором Политехнического института М.В. Первухиным по поводу юбилея уже вышло в газете «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог». А здесь — дань тем, кто стоял у истоков и кто пошёл в энергетики.

Имена и вехи

Электротехнический (позже электромеханический — ЭМФ) факультет КПИ создан в 1960 г. На базе этого факультета в разное время были образованы радиотехнический, теплоэнергетический, электроэнергетический факультеты, факультет автоматики и вычислительной техники.

Факультет в разное время возглавляли: М.И. Киселёв (1960-1963), Е.А. Антонов (1963-1968), В.А. Троян (1968-1972), И.Л. Дубровский (1972-2003), В.А. Тремясов (2003-2011). Становление коллективов кафедр связано с их именами, а также с именами В.В. Артамонова, М.А. Мураховской, В.А. Шубенко, В.А. Трошина и др. Эти люди решали вопросы создания материально-технической базы, научно-методического обеспечения учебного процесса, расширения числа специальностей, ориентированных на конкретные потребности Красноярского края.

Первая кафедра — электроснабжения — была создана под руководством к.т.н. Е.А. Антонова. На ней началась подготовка инженеров по специальностям «Электрические системы и сети» и «Электроснабжение». Следующей на факультете создана кафедра электрических систем и сетей, возглавил её профессор И.А. Никулин. В 1962 г. был произведён первый набор на специальность «Электрические станции», а в 1968 году была образована одноимённая кафедра. Первым заведующим её стал к.т.н. Н.А. Сеулин. В 1975 г. была образована кафедра автоматики и телемеханики под руководством Б.П. Соустина. Кафедра робототехники и технической кибернетики образована в 1984 году, возглавил её д.т.н., профессор А.П. Дамбраускас. В 1995 году на факультете была создана кафедра электротехнологии и электротехники, которой бессменно руководит д.т.н., профессор В.Н. Тимофеев.

Основная масса выпускников после окончания института устраивается на работу по специальности на базовые предприятия нашей энергосистемы: «МЭС Сибири»; «Россети»; «Красноярскэнерго»; «Сибирская генерирующая компания»; РДУ «Системный оператор» ЕС России; «Горэлектротранс» и др.

На факультете успешно функционирует инновационный «Научно-производственный центр магнитной гидродинамики». С 2004 года в диссертационном совете успешно защищены 47 кандидатских и 6 докторских диссертаций.

В.А. ТРЕМЯСОВ, завкафедрой электрических станций и электроэнергетических систем в 2003-2015 гг.

Партнёры, они же выпускники

В коллективе филиала «Системный оператор ЕЭС» Красноярское РДУ (региональное диспетчерское управление) трудятся свыше 40 выпускников энергетических кафедр Политехнического института, что составляет более половины персонала. Можно назвать такие фамилии, как А.М. Артеменков — первый заместитель директора — главный диспетчер; А.В. Кошманов — зам. главного диспетчера по оперативной работе; Е.В. Бутрин — начальник СЭР; С.А. Прокопенко — начальник СЭРиБ; С.М. Смыков — начальник ОДС и другие.

Знания, трудолюбие и преданность работе привили нам наши учителя — преподаватели Политехнического института. Мы всегда помним альма-матер и стараемся оказать содействие в подготовке нового поколения электриков.

Организация производственной практики, стажировки на базе Красноярского РДУ, руководство дипломным проектированием, работа в государственных экзаменационных комиссиях — вот неполный перечень направлений нашего многолетнего сотрудничества.

Приходя к нам на практику, студенты приобщаются к актуальной тематике:

>> организация оперативно-диспетчерского управления режимами Единой энергетической системы;

>> организация управления оборудованием объектов электроэнергетики;

>> особенности расчётов и анализ текущих и перспективных установившихся и переходных режимов электроэнергетических систем;

>> планирование энергетических режимов и разработка балансов мощности и электроэнергии;

>> управление нормальными и аварийными режимами электроэнергетической системы с целью предотвращения и ликвидации нарушений и др.

Наше партнёрство позволяет укрепить теоретические знания молодых людей и привить им интерес к будущей профессии, выявить способных развиваться специалистов для пополнения кадрового резерва энергетических компаний.

И.И. СЫТОВ, начальник службы релейной защиты и автоматики Красноярского РДУ

Слово студентам

Антон КАЛУГИН, студент 1 курса: «Я поступил на эту специальность, потому что считаю электроэнергетику нужной человечеству абсолютно всегда».

Айкол КЫДЫРШАЕВ, студент 1 курса: «С детства мечтал стать инженером-электриком: работать на электропоездах, управлять работой солнечных батарей. Благодаря международному соглашению с СФУ у меня есть возможность получить образование в российском вузе и принести пользу моей Родине — Кыргызстану».

Виктор КУТЯВИН, Валентина ПОДГЛАЗОВА, студенты 4 курса: «Огромная заинтересованность преподавателей в успешности учёбы, производственные практики, экскурсии на крупные объекты Красноярской энергосистемы, работа в строительном энергоотряде Россетей дали нам возможность убедиться не только в правильности нашего выбора профессии. Повзрослев за время учёбы, мы смогли оценить, насколько важен для нас климат в коллективе, участие и сопереживание старших коллег — преподавателей в любом нашем деле, будь то работа над курсовым проектом, выбор места прохождения практики или жизнь в общежитии».