Почему год високосный?
…и другие загадки календаря

Если я скажу, что «високосный» с греческого переводится как «дважды шестой», станет ли понятнее, почему так назван год, когда в феврале появляется «лишний» 29-ый день? Как видите, прозрачность этимологии не помогла нашему пониманию. Чтобы ответить на этот лингвистический вопрос, потребуется заглянуть в специальную литературу, посвященную календарям. И почти нигде нет ответа…

Про календарь известно всё. Его история прослеживается довольно отчётливо, потому что оставляет за собой «следы»: каменные, глиняные, папирусные, бумажные – всякий материал использовался людьми для фиксации движения солнца. И хотя еще древние вавилонские жрецы определили точно продолжительность года, а заодно и причину, по которой невозможно составить абсолютно точный календарь (год состоит не из целого, а из дробного числа суток), люди не оставляли попыток упорядочить свой жизненный ритм, подстроить ход земных дел под движение двух главных небесных «светил» – Солнца и Луны.

Некоторая свобода выбора у человека была. Например, с чего начать год: с первого дня месяца весеннего равноденствия – марта; либо 1 января, когда в Древнем Риме вступали в должность вновь избранные римские консулы; либо, как это было на Руси с 1492-го до указа Петра I, – с сентября; либо в промежутке между 20 января и 20 февраля как в китайском лунно-солнечном циклическом календаре (в этом году год Мыши начался 7 февраля, первое новолуние Водолея).

Так же произвольно (в пределах допустимого) человек подошел и к количеству месяцев и дней в каждом из них. Однако самым творческим стало именование месяцев. Современные названия месяцев достались нам от римлян: год начинался с марта, названного в честь бога войны Марса; далее шёл априлис, что значит «раскрывающийся»; третий месяц был посвящен богине роста и произрастания Майе; четвёртый – богине Юноне, супруге Юпитера. Далее все месяцы носили «номерные» названия: пятый (квинтилис), шестой (секстилис), седьмой (септимус, ставший сентябрём), восьмой (октавус, известный как октябрь), девятый (новем, он же ноябрь) и десятый (децимус, или декабрь). И всё. Это в дальнейшем выяснилось, что календарь из 10 месяцев по 30 и 31 дню несколько коротковат, и в него надо добавить ещё два. Так появились январь, посвященный двуликому богу Янусу (на это время приходился день зимнего солнцеворота, то есть время встречи зимы с весною), и февраль, точнее «фебруариус», что в переводе значит «очистительные жертвы», которые приносились римлянами в конце каждого года.

В этой картине названий месяцев не хватает двух названий – июля и августа. Они вошли в календарь позже, примерно через 7 веков. Вот здесь и появляется в нашем повествовании «дважды шестой день». Всем известно, что календарную реформу в 46 году до н.э. осуществил Юлий Цезарь. Память об этом сохранилась как в названии старого (по старому стилю), или юлианского летоисчисления, так и в названии месяца июля. Однако разработал новый солнечный календарь крупнейший астроном того времени Созиген из Александрии. Понтифики – члены одной из главных жреческих коллегий Древнего Рима, ведающие государственными религиозными обрядами, – не совсем точно поняли суть нового календаря и вставляли «лишний» день не в четвёртый год, а в третий. Ошибка обнаружилась в 8 году до н.э. во время правления императора Августа, который и распорядился соотнести календарь с природным временем. Для этого 16 лет подряд не добавлялись дополнительные дни. Как нетрудно догадаться, месяц секстилис в благодарность был назван августом.

Вот мы и подошли вплотную к загадке появления слова високосный. Не совсем просто было Цезарю решить вопрос, куда вставить дополнительный день. По суеверным соображениям поставить его самым последним днём самого последнего месяца (напомню, что календарь тогда заканчивался февралём), император не решился. Добавочный день появился между 23 и 24 числами февраля, то есть в календаре было дважды 24-ое февраля. Однако почему это число шестое? Причина проста: 1-го марта начинались мартовские календы (календами римляне называли первое число каждого месяца, так как он был назначен крайним сроком выплаты долгов. Календариум – книга, куда заносились расчёты). Римляне могли вести отсчёт не только «от начала к концу», но в обратном порядке: 24-ое февраля и был шестым днём до мартовских календ.

Вот такая не самая простая история возникновения слова, которое знаменует собой интересное состояние календаря.