Покажи, расскажи, станцуй НАУКУ!

Говорить легко, остроумно и доступно — это целая наука. А если нужно именно так рассказать о своём исследовании? Наука в квадрате! Решить эту нелёгкую задачу — говорить просто о сложном — попробуют участники конкурса «Научный микрофон». Он пройдёт в нашем университете впервые.

В основе «Научного микрофона» — формат Science Slam. Это «битва» учёных на сцене, где они максимально доступно и интересно рассказывают о главных научных идеях современности или о собственных исследованиях. Существенное различие, пожалуй, одно: победителя Science Slam выбирают, измеряя шумомером громкость аплодисментов зрителей, а в «Научном микрофоне» определить лучшего поможет экспертное жюри. Среди критериев оценки: полнота, понятность и ясность мысли, использование средств визуализации и демонстрации (насколько всё было наглядно), структура выступления и подача материала (слов-паразитов лучше избегать, нужно говорить чётко и не забывать про контакт с аудиторией).

Конкурс пройдёт в два этапа: сначала лучших определят в каждом институте (до 12 марта), а затем, 1 апреля, состоится финальный этап. Институтские этапы пройдут дистанционно, а финальный, если позволят условия, очно. По задумке организаторов в финал должен выйти 21 участник — по одному от каждого института.

«Участникам нужно рассказать о своём исследовании так, чтобы его понял даже неподготовленный слушатель, — поясняет суть конкурса специалист отдела по реализации молодёжной политики в институтах СФУ Евгений ЛЕЙНАРТАС. — Использовать для выступления можно всё что угодно, вплоть до того, чтобы развернуть перед зрителями научное шоу. Главная задача — уложиться в отведённое время: 10 минут на институтских этапах, 7 — на финальном.

От научно-практической конференции формат «Научного микрофона» отличается тем, что больший упор делается не на подробности самой темы, терминологию, обоснования и прочее, а на подачу материала, его донесение».

Получается, что участникам нужно не только владеть материалом, но и обладать харизмой, обаянием хорошего рассказчика. Можно ли эти качества натренировать? Евгений считает, что можно. Чтобы помочь в этом, организаторы провели уже два мастер-класса: о том, как подготовить доклад на «Научный микрофон» и как его эффектно представить. Под «эффектно» имеется в виду не только презентация или эксперимент на сцене, но и, например, танец. Вот уж где можно не ограничивать фантазию!

Ещё один важный момент: требований к участникам — минимум! Попробовать свои силы в «Научном микрофоне» приглашают всех желающих: от студентов первого курса до аспирантов. «Даже если у студента нет проработанной темы, но есть научный интерес, он может принять участие в конкурсе, — рассказывает Евгений. — Мы договорились с заместителями директоров институтов по науке: они проведут встречи с такими участниками, обсудят и помогут выбрать темы. Главное — желание!». Кроме того, отправлять заявки можно как индивидуально, так и от группы студентов, работающих над одной темой (до 3 человек).

А вот и главное пожелание организаторов: «Мы хотим, чтобы выступления были максимально разноплановыми. Очевидно, что темы, например, архитекторов и биологов диаметрально различаются, но тем интереснее. Задача каждого из них — выступить максимально доступно и показать, что наука — это интересно».

Анна ГЛУШКОВА