Вторая волна… набора!

С руководителем Центра студенческой культуры СФУ Дмитрием БАТАЛОВЫМ мы поговорили о том, каково это — возвращаться к реальной жизни, какие традиционные мероприятия СФУ безвозвратно изменятся и какие новые возможности подарил нам странный коронавирусный год. Например — да-да — впервые объявлена вторая волна набора в коллективы ЦСК!

— Возвращение в реальную жизнь будет отмечено большим праздником? Все соскучились! Или ещё долго будем перестраховываться (не собирать полные залы и т.д.)?

— Тут как с водолазами: подниматься нужно медленно, иначе можно только навредить. Начнём мы с самого главного (точнее, уже начали) — с репетиций. С 8 февраля мы запустили репетиционный процесс у коллективов ЦСК. Это важно, ведь нам нужно готовиться к «Новой весне», которая в свою очередь — подготовка к региональной и российской «Студенческой весне». Это главные вехи нашей работы в творчестве. Требования по эпидемической безопасности остаются: все носят маски, протирают руки антисептиком, а те, кто болеет, сидят дома. Но самое главное — мы начали тренироваться ОЧНО. На дистанте ребята поддерживали себя в тонусе, но ничего нового сделать не могли. А сейчас как раз есть время вернуться в полную боевую форму. Это главное.

— «Новая весна» будет уже в привычном формате? Сцена, зрители, жюри…

— «Новая весна» (она пройдёт с 1 по 11 марта) состоится в так называемом гибридном формате. Ребята выступят на университетских площадках, а мы организуем съёмки. Зрители и жюри смогут посмотреть выступления дистанционно. Пока эпидемические ограничения сохраняются, классических событий мы делать не можем.

Но мы «пишем» качественный звук, хорошую картинку, чтобы потом: а) представить это жюри; б) использовать для портфолио; в) у нас будет большой пакет выступлений для заочных конкурсов, если ситуация с коронавирусом продлится. Мы уже научены пандемией и готовимся ко всему. Но если всё будет хорошо, планируем, что к началу апреля начнутся мероприятия в очном формате.

— Как коллективы ЦСК отреагировали на выход из самоизоляции и начало репетиций?

— Радостно. Специалисты Центра студенческой культуры СФУ были полностью готовы к работе и ждали только разрешения. Изоляция ударила по некоторым коллективам, но мы боялись худшего. Часть людей ушла, но «костяки» остались, и активно приходят новые ребята. Сейчас мы объявили вторую волну набора в коллективы, и это получило активный отклик, люди изголодались по творчеству. Не факт, что практику второй волны набора мы будем повторять в следующие годы (традиционно набор проводится в сентябре-октябре), но сейчас это то, что нужно.

— Не могу не спросить: на дистанте появились новые формы работы (концерт зуммеров и другие). Как будут жить эти идеи дальше? Они исчезнут с выходом в оффлайн?

— Делать что-то и бросать — не наш вариант. Сейчас наступила гибридная эпоха, как я её называю, онлайн и оффлайн стали во многом равнозначными, и это никуда не уйдёт. Я думаю, что слабые проекты сами по себе отомрут, а удачные формы, надеюсь, останутся. Во всяком случае, вынесем из периода пандемии опыт: мы отработали новые схемы взаимодействия. Как организовать онлайн-работу жюри из разных городов? Как сделать систему заочного оценивания? Теперь всё это мы умеем, и это большой бонус. Кроме того, за время пандемии мы расширили контакты, взаимодействовали с профессиональными вузами в области культуры и просто с другими вузами. Всё это пригодится нам в дальнейшем.

— Есть какие-то «любимчики» из проектов, которые точно останутся жить дальше?

— Сложно сказать. Сейчас мы больше заняты предстоящими проектами. В планах сотрудничество с «7 каналом». Будем делать ставку на «живые» вещи, искать коллаборации с городом, чтобы выходить из стен университета. Говоря словами братьев Стругацких: интересно решать задачи, которые не имеют решения. Вот, будем пробовать.

— Какие всё-таки главные потери 2020 года для вас и какие очевидные плюсы?

— Самой главной была потеря прямого контакта, и здесь три составляющие. Во-первых, это потеря контакта со зрителем. Понятно, что танцор может делать растяжку, певец — распеваться, музыкант наигрывать какие-то партии на инструменте. Но, чтобы был дальнейший рост, нужна реакция зрителей. Артисты — тщеславный в хорошем смысле народ, они заряжаются от зрителей энергией, и когда этого не хватает, остро чувствуется. Но пережили, претерпели, всё нормально.

Второй момент: в начале прошлого года в ЦСК пришло много новых сотрудников, я в том числе, мы успели только познакомиться с коллективами, провели «Новую весну», и всё закрылось на самоизоляцию. Сейчас наша задача — снова наладить этот контакт, приходить к коллективам в гости, на репетиции, чтобы вернулось дружеское взаимодействие.

В-третьих, мы понимаем, что будет потеря в качестве выступлений. Такая ситуация сейчас во всех вузах, и в этом нет ничего страшного. А учитывая, что уровень СФУ высок (наши студенты занимали первые места и в Российской студенческой весне, и на Дельфийских играх), думаю, наши опасения могут и не оправдаться.

Плюсы — это опять же новые форматы, отработка новой механики проведения мероприятий. У нас появились новые планы, над которыми мы активно работаем, новые цели. Одна из них — разработка новой стратегии развития культуры в вузе.

— Расскажите подробнее: в чём новизна?

— Стратегически нас интересует, чтобы больше студентов вовлекалось в творческий процесс.

Вуз — это всё-таки место для образования, не только для обучения. А образование всегда включает и культурную составляющую. Это не только участие в мероприятиях, но и умение быть зрителем, потребность в качественном контенте, чувство вкуса.

Студентам это пригодится, когда они будут строить карьеру: если человек просто делает свою работу, то это живой алгоритм. Другое дело — если способен творчески, креативно мыслить. Даже если к обычным знаниям добавить креативные способности, то вы будете более высоко цениться на рынке труда, это очевидно. А креативность рождается именно на стыке творчества и решения практических задач.

Тактическая составляющая: необходимо развивать театры. Это перспективно в плане студенческого развития, массово, популярно, зрелищно, простая точка входа. В феврале 13 представителей СФУ из театральных коллективов приняли участие в мастер-классе по режиссуре с экспертами из Перми и Санкт-Петербурга. Они три дня интенсивно работали над новыми формами. Мне было важно, чтобы они увидели: театр может быть другим. Ставили эксперименты, допустим, с формой подачи: создать интерактивность через телеграм-канал, спектакль в окнах, истории без звука. Очень круто! Пожар начинается с первой искры. Надеюсь, участники мастер-класса зажглись, и эту искру понесут в свои коллективы. Нам хотелось бы обрамлять с помощью театра такие события, как «Прошу слова», «Кубок первокурсников». Не теряя, конечно, их бренды и суть.

— Означает ли это, что в университете появятся и новые театральные коллективы?

— Уверен, что появятся. Они и так возникали, просто теперь задача сделать их более доступными.

Кроме того, мы договариваемся с ТЮЗом, и если студенческие театры начнут набирать обороты, то смогут выступать там на партнёрских условиях.

— Какие мероприятия, события «потерялись» в прошлом году из-за пандемии?

— В первую очередь КВН. Но слово «потерялись» здесь не подходит. Да, не проводились игры Лиги КВН СФУ, но наши команды участвовали в Лигах КВН «На Енисее» и «Азии». «КВН на Енисее» наша команда выиграла, а в финал «Азии» впервые в истории вышли сразу три команды от СФУ, и все три взяли серебро, уступив команде из Перми. Это большой рост.

Сейчас мы ждём, когда начнётся очная жизнь: в апреле должен пройти фестиваль Лиги КВН СФУ, напомним о себе, и всё быстро восстановится. А перед этим проведём Кубок среди финалистов Лиги КВН СФУ и «старичков» КВН, побалуемся немножко, посмешим молодёжь.

Осенью обязательно проведём «Прошу слова», и там участников ждут изменения: во-первых, вместо «смешного номера» будет понятный человеческий КВН, который встроится в движение развития КВН по краю. А номера творческие (второй день) мы переводим в формат малых институтских программ, и это встраивается в систему развития театров. По крайней мере, плюс в том, что не будет подряд десяти однотипных танцев.

Шоу-конкурс «Прошу слова-2» тоже изменится: пройдёт в формате институтских программ, а участвовать в нём будут только студенты. Раньше это мероприятие, условно говоря, было для бывших и действующих кавээнщиков, теперь ставка сделана на режиссуру и актёрскую составляющую.

— Планируете ли ещё какие-то серьёзные изменения в традиционных для СФУ мероприятиях?

— В мае — начале июня проведём большой отчётный концерт. Возникла идея сделать его нестандартным: не в Конгресс-холле, а на улице. Последний год мы находились в закрытых условиях, так почему бы не выйти наружу? И если делать концерт, то идеи не должны заканчиваться на нашем кампусе. Почему бы не сделать летний концерт в Центральном парке? У нас уже есть опыт сотрудничества, и это было бы круто: мы привлечём внимание горожан, абитуриентов.

— Программа мероприятий на этот год в целом будет более насыщенной?

— У нас есть ключевой план мероприятий: «Новая весна», «Студенческая весна», институтские программы, «Прошу слова»… А бывают точечные события. Например, 14 февраля в культурной станции «Гагарин» прошло шоу от комиков студенческих объединений. Это мероприятие мы делали совместно с Психологической службой СФУ, туда можно было прийти, послушать стендап и посмеяться над историями о проблемах в отношениях. Пока мы стремимся к тому, чтобы создавать больше ключевых проектов с большими требованиями по ресурсам. Но маленькие проекты тоже проводим, поэтому однозначно сказать о насыщенности сложно.

— Начинается время оффлайна. Вы с каким чувством в него вступаете? Что пожелаете студентам СФУ?

— Худшие времена пережили, тяжёлые времена настали (смеётся). Поэтому нужно быть собранным и просто верить в то, что делаешь. Если есть мечта, нужно к ней идти. И тем ребятам, которые занимаются творчеством в вузе или за его пределами, мой совет: если вам нравится что-то делать, делайте искренне, не гонитесь за призовыми местами, не думайте о баллах.

Когда Роман Васильевич БОГДАНОВ воспитывал нас в КВНе, он говорил: «Вам не нужно думать про первое место. Просто каждый конкурс сделайте на максимум. Если пять команд так сделают — будет пять первых мест». Поэтому не пытайтесь просчитать результаты, в этом нет смысла. Просто творите.

Анна ГЛУШКОВА

Март

«Новая весна»!

Изменения: теперь могут участвовать студенты заочных форм обучения. Добавилось направление «Авторская песня» (если вы пишете тексты песен и музыку, пора участвовать!). А ещё организаторы ищут участников в направление «Мода».

Апрель

1) Конкурс институтских программ

В ЦСК сейчас работают над новыми критериями конкурса. От участников ждут прежде всего творчества!

2) Кубок финалистов Лиги КВН СФУ. КВН жив!:)

3) Фестиваль Лиги КВН СФУ

4) Конкурс граффити

Если ты талантливый граффитист, скорее отзовись! Есть все шансы поехать в Нижний Новгород на Российскую студенческую весну. Конечно, после конкурса)

Май

Летний концерт. Встречаемся в Центральном парке?