Бадди — значит «друг»

Обычные для нас вещи: записаться в поликлинику, оплатить проезд в автобусе, купить продукты в магазине… Для иностранных студентов, которые приезжают учиться в СФУ, это часто становится настоящими проблемами. Решать их, конечно, легче вместе с другом! Именно поэтому в СФУ разработана «Buddy program» — наставничество для иностранных студентов.

Истоки и первые шаги

Стать бадди (в переводе с английского — «приятель», «дружище») может любой студент СФУ. Требований немного: желание и знание английского языка на достаточном для общения уровне. Бадди — это одновременно и друг, который поможет справиться с тоской по дому в первые недели в новой стране, и помощник по учёбе («Что такое «лента?», «Чем зачёт отличается от экзамена?», «Как ориентироваться в расписании?»), и консультант по бытовым вопросам.

Идея программы, как поясняет руководитель отдела социально-культурной адаптации иностранных граждан София ЕГОРОВА, буквально витала в воздухе. Во многих иностранных (да и российских) вузах есть бадди, и студенты из других стран, приезжающие в СФУ, часто спрашивали, будет ли у них такой помощник. Сегодня функции бадди выполняют сотрудники отдела социально-культурной адаптации иностранных граждан, но всех прибывающих иностранных обучающихся невозможно закрепить за сотрудниками. Так и появилась идея поделиться опытом с добровольцами из числа студентов СФУ. Это взаимовыгодно: иностранные студенты получают быструю адаптацию к университетской среде, студенты СФУ — практику разговорного английского и опыт общения с ровесниками из другой страны. И каждый из них — друга.

«В рамках этой программы мы будем стараться находить новых друзей для наших иностранных студентов, чтобы их пребывание в СФУ было максимально комфортным, — рассказывает София. — Основные функции, которые выполняют наши сотрудники и которые теперь мы готовы разделить с ребятами, это: встреча иностранных студентов в аэропорту, сопровождение в различных официальных инстанциях (при постановке на миграционный учёт, например), помощь в оформлении документов для заселения в общежитие и так далее. Кроме этого, мы будем приглашать наших наставников для организации совместных групповых мероприятий: экскурсий по городу, посещения музеев. Мы открыты к сотрудничеству, и если у бадди появятся идеи интересных мероприятий, готовы их обсуждать».

А бадди кто?

Сейчас сбор заявок от потенциальных бадди уже завершён, откликнулись более 50 человек. «Мы получили заявки от студентов разных институтов СФУ, — уточняет София. — При этом многие указали высокий уровень владения английским языком (С1-С2), и даже развёрнутый ответ на вопрос «Почему именно я должен стать бадди?», который был в заявке, написали на английском. Читать эти ответы действительно интересно: ребята пишут о том, что для них участие в программе — это возможность прожить активное студенчество, чтобы потом было что вспомнить. Большим удивлением для меня стало, что заявки на участие в программе в качестве бадди подали иностранные студенты, причём из дальнего зарубежья. Своё решение они обосновывают так: когда я приехал учиться в СФУ, мне помогали, поэтому и я хочу помогать другим. Это очень здорово».

После отбора заявок будущим бадди предстоит пройти собеседование, на котором, в частности, проверят уровень владения английским языком, а далее — однодневную школу, посвящённую основам коммуникации и межкультурного общения. Основная работа для бадди начнётся с началом нового учебного года, в сентябре, но и сейчас они не будут сидеть без дела: ведь есть ребята из-за рубежа, которые уже учатся в СФУ, и они тоже нуждаются в помощниках. Кстати, в СФУ приезжают учиться из Египта, Китая, Венесуэлы, Вьетнама, Уганды, Индии. И это не всё — география стран очень широкая. А кроме дальнего зарубежья есть ещё ближнее; студенты оттуда, как правило, владеют русским языком, но тоже испытывают трудности при адаптации. Поэтому работы хватит на всех!

Правда, «работой» выполнение обязанностей бадди можно назвать лишь условно, это помощь на добровольных началах. Бадди не получают зарплату или каких-либо привилегий. Зато получают прекрасный опыт.

Иностранные студенты СФУ на занятиях...

Иностранные студенты СФУ на занятиях...

Если с бадди вышел в путь…

Планируется, что бадди будет закреплён за определённым студентом на один семестр. Но как будут формироваться пары? Что нужно учитывать в первую очередь?

«Соединять пары мы планируем по институтам, — отмечает София. — Если студент из Египта или Китая поступает, например, в Институт гастрономии, то логично будет искать бадди для него из этого института. Ведь тогда бадди уже знает, что и где расположено в корпусе, специфику учёбы и сможет скоординировать своего подопечного. Точно так же и в других институтах. По тем заявкам, которые мы получили, это вполне можно сделать. Но если для иностранного студента вдруг не найдётся бадди из его института, тогда мы будем ориентироваться на общие интересы. Их и будущие бадди, и иностранные студенты указывают в своих анкетах».

...и на отдыхе

...и на отдыхе

Какой результат ждут организаторы от программы? «Думаю, если ребята, которые сейчас подали заявки в наставники, продолжат работу и дальше, значит, всё прошло успешно. Но мы будем опрашивать иностранных студентов, чтобы узнать, не было ли каких-нибудь проблем или конфликтов с бадди, не был ли проигнорирован какой-то запрос. Такой небольшой опрос по окончании программы поможет нам выявить слабые моменты и учесть их в работе бадди в следующем году», — говорит София.

Отметим, что возрастных ограничений для участия в программе нет. Стать бадди при желании может даже преподаватель, если у него достаточно свободного времени.

«Хочу стать бадди!»

Александр ПОЛОМОШНОВ, ИТиСУ, 1 курс: «Я общительный человек, и мне интересно провести для иностранного студента экскурсию по нашей студенческой жизни. Готов прийти на помощь к своему товарищу в любое время дня и ночи, и для меня не составит труда стать для него опорой при обучении в нашей стране. Мне всегда были интересны культуры других стран, а в данной программе как раз есть возможность изучить культуру другого народа. Если это будет человек, который является носителем английского языка, то это просто превосходно. Всегда мечтал пообщаться с носителем языка на английском! Важный бонус ко всему вышеперечисленному — яркие воспоминания о студенческой жизни. Думаю, участие в данной программе внесёт большой вклад в мою учебную деятельность, а также в мою личность».

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы