Опросили — узнали

Получены результаты мониторинга удовлетворённости качеством обучения студентов СФУ. Анкетирование прошли 4 тысячи студентов, почти пятая часть всех обучающихся.

Вопросов было много. Студенты оценивали и работу преподавателей, и организацию учебного процесса, и инфраструктуру, и досуг, и перспективы трудоустройства. Чтобы результаты опроса легли в основу будущих управленческих решений, руководству ещё предстоит системно проанализировать полученную картину, которая может отличаться в зависимости от института и уровня
обучения респондентов. Уже сейчас директора институтов запросили соответствующую разбивку, чтобы проанализировать мнение своих студентов.

В целом, если сложить варианты ответов «полностью удовлетворён» и «скорее удовлетворён», можно констатировать, что студенты СФУ в подавляющем большинстве удовлетворены:

— библиотекой (86%),

— обучением в СФУ (85%),

— аудиториями (85%),

— безопасностью (84%),

— системой оценки успеваемости (80%),

— отношением к личности студента (79%),

— работой деканата (79%)

— спортивной инфраструктурой (79%),

— столовыми (71%).

Мы попросили проректора по учебной работе Д.С. ГУЦА прокомментировать предварительные результаты мониторинга.

— Денис Сергеевич, опрос проводился для оценки удовлетворённости студентов периодом дистанционного обучения, но по факту охватил гораздо более широкий круг тем. Можно ли сказать, что для университета настало время обратить внимание на процессы за пределами дистанта?

— Для организации учебного процесса очень важна обратная связь в виде объективной оценки качества образования. Университет обязан проводить такую экспертизу по двум основным направлениям: непосредственно учебный процесс и его инфраструктура (оснащение аудиторий и лабораторий, уровень комфорта, безопасности и др.). Анкетирование студентов — значимый, можно сказать, ядерный элемент этой оценки. Нам удалось опросить порядка четырёх тысяч студентов, из которых две трети проживают в кампусе. Эти цифры показательны и говорят о репрезентативности результатов, поскольку большинство респондентов оценивали и учебный процесс, и инфраструктуру через свой личный опыт.

Мы намеренно не спрашивали об удовлетворённости по конкретной дисциплине или преподавателю, так как нас интересовала картина в целом, в том числе возможность участвовать во внеучебной деятельности, заниматься наукой и т.д. Другими словами, мы постарались сделать опрос максимально разноплановым, сохраняя при этом основную задачу провести экспертизу качества образования.

Если же говорить о дистанционном обучении, в котором мы работали большую часть минувшего года, то цифры здесь такие: 79% опрошенных довольны дистантом, а 65 % готовы учиться так и дальше.

— В целом обучением в СФУ удовлетворены 85% студентов. Такая оценка не вызывает желания расслабиться?

— Расслабляться никто не собирается. Да, мы зафиксировали определённые положительные моменты, которые могут иметь своего рода модельный эффект. Как это работает? По выборке ответов мы определяем пик удовлетворённости, фиксируем институты, которые этого достигли, смотрим успешные практики, анализируем — и предлагаем остальным нашим подразделениям их масштабировать. Нам важно выявить, какими ценными практиками могут воспользоваться все институты. Даже при высоком показателе удовлетворённости студентов нам есть куда расти и фокусировать управленческий ресурс, ведь остались ещё 15 %, на которые следует обратить внимание.

— А если говорить о негативных моментах?

— Конечно, мы выявили определённые факторы, которые вызывают у нас тревогу. Это относительно низкая вовлечённость студентов в науку (29 %) и занятия спортом (28 %). Эти аспекты мы планируем усилить, начиная, например, с эффективного информирования. Так мы сможем убедиться, что все студенты знают о широком спектре возможностей, предлагаемых СФУ. Как проректор по учебной работе я считаю, что информационная работа проводится в университете на высоком уровне, и этот ресурс теперь целесообразно направить на отстающие позиции студенческой деятельности.

— Обозначилась ли благодаря мониторингу проблема, которую можно решить уже сейчас?

— Отвечу так: все проблемы можно решить, нет нерешаемых. Какие-то моменты нам были уже известны, и над их выравниванием мы системно работаем. Есть аспекты, которые оказались неожиданными. Например, сейчас мы планируем уделить больше внимания работе административных подразделений институтов со студентами. Наша цель — настроить корпоративную культуру так, чтобы обращения студентов в какое-либо подразделение университета не были связаны с беспокойством или страхом. Мы хотим поддерживать доверительные партнёрские отношения со всеми, в том числе с нашими обучающимися.

— И последний вопрос: что дальше? Как будет использована полученная информация, кем?

— Проведённый опрос — точно не единственный. Мы планируем наращивать число респондентов. Здесь нужно работать над самой концепцией анкетирования, чтобы эта практика стала привлекательной и даже престижной среди студентов.

Будем подробно анализировать результаты. Частично переработаем анкету: мы поняли, что часть вопросов можно углубить, а некоторые сформулировать более рамочно. Теперь естественно было бы провести такой опрос и в преподавательской среде. Исследование удовлетворённости учебным процессом должно стать методическим комплексом и проводиться на регулярной основе.

Что касается практического применения: результаты опроса — это материал для работы не только ректората, но и всех подразделений, руководителей любого уровня. Работы достаточно во всех направлениях: в молодёжной политике, науке, инфраструктуре, питании, спорте и др.

Ещё цифры

37% опрошенных отметили рост аналитических способностей и навыков критического мышления за время обучения.

54% участвуют во внеучебной жизни университета.

22% посещали курсы дополнительного образования в СФУ

15% после обучения собираются заниматься фрилансом или собственным бизнесом.

Соб. инф.

Похожие материалы