«Ценен сейчас каллиграф уникальный в мире айтишном»
Строчка в заголовке — из стихотворения Ксении КУТЫРЕВОЙ, посвящённого почерку. Стихотворение было одним из заданий студенческой интернет-олимпиады по русскому языку. Олимпиада прошла в СФУ в двенадцатый раз. И второй раз в статусе международной.
В этом году побит новый количественный рекорд олимпиады — 267 участников. Среди них 122 гуманитария, 60 негуманитариев, 87 иностранных студентов.
Многие задания олимпиады были отнюдь не просты. Традиционно к некоторым вопросам не было готового ответа, а нужно было творческое решение. Радостно, что всегда есть те, кто прекрасно справляется с такими заданиями.
Иностранным участникам предлагалось написать продолжение рассказа о том, как молодой человек узнал в изображённой на картине красивой девушке свою бабушку. В ответ студенты написали сочинения в духе романтических лавстори. Некоторые показали высокий уровень владения русским языком.
У негуманитариев было целых два творческих задания. В первом нужно было, воспользовавшись языком формул, записать какой-нибудь рецепт блюда или напитка. В качестве отправной точки был дан рецепт коктейля с мартини, использованный в рекламе перьевой ручки Паркер. Многие ответы получились интересными и насыщенными.
Во втором задании предлагалось сочинить поэтическую похвалу почерку с использованием античного стихотворного размера — гекзаметра. Здесь тоже нужно было «подключить» точное мышление и посчитать чередующиеся ударные и безударные слоги, чтобы «попасть» в размер. И, конечно, вложить в эту сложную форму поэтическое содержание. Гекзаметр удалось соблюсти немногим. Отмечу, кстати, что некоторые неплохие тексты «подвели» ошибки, причём часто ошибку допускали в самом слове почерк — «подчерк».
Приведу примеры похвальных строк с почти безукоризненным соблюдением размера. О том, насколько тщательно авторы поработали над стихом, говорят скрупулёзно расставленные некоторыми из них ударения.
Мелкий, корявый, разборчивый
иль спорадически жуткий.
Фирменный, крупный, старательный
или, бывает, наклонный.
Всё исключительно о
замечательном этаком парне.
Имя известно его,
величается почерком оный/
(Мария ЖАРНАКОВА, ИНиГ).
Музыка букв, их наклон
и характер родного писанья,
В руки попало перо,
и душа распахнула без фальши
Дверь, что дорогу открыла
мудрейшей богине Сешат.
(Андрей КУЗЬМИН, ИУБП)
Друг мой, поведай мне сказку
о чудной системе движений,
Столь уникальной для каждого,
что невозможно найти нам
Хоть одного повторения в ней,
сколько бы мы ни старались.
Почерк есть таинство прикосновенья
чернил и бумаги…
(Андрей ФИЛИППОВ, ИНиГ)
Автор последнего примера специально записал текст от руки и приложил его к заданию.
Перед вами пожелание (и образец почерка)) директора ИФиЯК Людмилы Викторовны Куликовой
Какие ещё задачи решали негуманитарии? Пытались устранить двусмысленность в названии «Воровская средняя общеобразовательная школа» (связанная с ворами или именем собственным — Вацлав Воровский) и предложить правильный ответ. Искали слово, которое объединяет названия средиземноморской рыбы и известного овоща. Коварность этого задания заключалась в том, что правильных ответов было два: слово золото, общее для дорадо (от исп. ‘золотой’) и помидор (от исп. ‘золотое яблоко’), и слово голова, общее для капуста (от лат. ‘кочан, головка капусты’) и кефаль (от греч. ‘голова’).
В задании, которое оценивалось самым высоким баллом (10), нужно было определить манипулятивный приём, использованный в информационном тексте с заголовком «В Германии не менее 10 человек скончались после вакцинации от COVID-19», и логический закон, который при этом нарушается. Наиболее близко к правильному ответу на этот вопрос подошли 8 человек. Не все назвали закон, но все увидели, что после чего-то — не значит вследствие чего-то.
У гуманитариев тоже были задания, которые традиционно включаются в олимпиаду, так и совсем новые. Например, вопрос на понимание значения слова: нужно было включить в нужный контекст слово вингер (крайний атакующий полузащитник в футболе, играющий на правом или левом флангах).
Были задания, в которых нужно было определить стилистический приём. Или на примере одного стихотворения А.С. Пушкина выяснить, какие изменения в русском языке произошли со времён поэта. Или поразмышлять над прихотливой лексической сочетаемостью (почему можно сказать партия качественных роз, но нельзя — в оранжерее благоухали качественные розы).
Пищу для размышлений дал вопрос о феминитивах: хорошо или плохо, что в русском языке активно образуются такие слова, как авторка, блогерка, докторица и т.п.? Участникам нужно было привести по одному аргументу за и против, опираясь на языковую систему.
В некоторых ответах участники приводили не языковые аргументы, а доводы, связанные с психологией или социальным положением женщин. Однако были ответы, в которых авторы демонстрируют понимание, «как в языке всё устроено».
Владимир ЕСЬКИН (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского) привёл такие аргументы. За: «С помощью феминитивов удаётся одним словом указать пол лица, о котором идёт речь, избежав при этом громоздких конструкций. Следовательно, введение феминитивов ведёт к упрощению коммуникации, то есть к тому, к чему стремится любой язык». Против: «У каждого из феминитивов ввиду того, что они не до конца устоялись в русском языке, теоретически может быть множество вариантов, в том числе относящихся к разговорной лексике (докторица, докторка, докторша и т.п.), что существенно усложняет их введение в языковую норму».
Среди олимпийцев, как и в предыдущие годы, были те, кто предложил оригинальные решения отдельных заданий, но не получил призового места. Эти студенты были отмечены грамотами в отдельных номинациях.
По традиции сообщаю имена призёров этого года.
ГУМАНИТАРИИ
1 место — Марченко Дарья и Фёдорова Анастасия, обе — Омский госуниверситет им. Ф.М. Достоевского, 4 курс;
2 место — Маслова Мария, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 3 курс;
3 место — Ветошкина Мария, Тюменский госуниверситет, 2 курс магистратуры; Гальцова Дарья, Воронежский госуниверситет, 2 курс магистратуры; Комарова Маргарита, Омский госуниверситет, 4 курс.
НЕГУМАНИТАРИИ
1 место — Жарнакова Мария, СФУ, ИНиГ, 1 курс магистратуры;
2 место — Филиппов Андрей, СФУ, ИНиГ, 3 курс;
3 место — Вульферт Анна, Кузьмин Андрей, СФУ, ИЭГУиФ, 4 курс.
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ
1 место — Марсон Летисия Гелшлейтер, Юго-Западный госуниверситет, 2 курс; Ле Тхи Тхао, Юго-Западный госуниверситет, 3 курс. Раймонд Сабуни, Астраханский государственный технический университет, подготовительный факультет;
2 место — Лу Янь, Ли Сы Мяо, Сюй Юйсинь — все трое из Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса, 4 курс; Муртузаева София Мартин кызы, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, 1 курс; Саидрахматзода Зафарджон, Сибирский юридический институт МВД России, 1 курс; Фазлединова Зарина, Уральский федеральный университет, 1 курс;
3 место — Абэ Кодай, Иркутский госуниверситет, 2 курс магистратуры; Ван Ли, Владивостокский госуниверситет экономики и сервиса, 4 курс; Мэй Чан Мье, Янгонский университет иностранных языков (Мьянма), 2 курс магистратуры; Алиев Артур, Саратовский государственный медуниверситет, 1 курс; Арсланбекова Ойдин, Касимов Ильнур, Андижанский госуниверситет (Узбекистан), 3 курс.
Екатерина КУДРЯВЦЕВА,
доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК