IT-имитация


Почему программисту важно уметь работать в команде? Как договориться с заказчиком? Как придумать и грамотно представить идею стартапа? Ответы на эти и другие вопросы первокурсники ИКИТ искали на имитационно-деятельностной игре, которую совместно организовали Психологическая служба СФУ, преподаватели ИКИТ и руководители красноярских IT-компаний.

Всего ребятам предстояло пройти три этапа: на первом — найти команду и выбрать тимлидера, на втором — решать задания от работодателей и вести переговоры о стоимости работ (за это командам начислялись виртуальные рубли, на основе которых формировался рейтинг); на третьем — защитить перед инвесторами идею собственного стартапа и получить (или не получить) «финансирование».

Специалист Психологической службы СФУ Полина ИВАННИКОВА отмечает: игра была создана для того, чтобы первокурсники попробовали себя в профессиональной деятельности, то есть не только выполняли поставленные работодателем задачи, но и на собственном опыте поняли важность работы в команде, распределения ролей, умения вести переговоры.

«Если мы говорим об IT-сфере, то студенты, как правило, сосредоточены именно на рабочих моментах, что мы относим к hard skills, а на soft skills обращают внимание значительно меньше. Игра была задумана так, чтобы студентам приходилось «включать» эти навыки. Например, некоторые заказчики намеренно занижали стоимость выполненных работ или вообще могли не заплатить, но могли и, наоборот, при некоторых условиях заплатить больше. Студентам приходилось договариваться и с заказчиками, и внутри команды. Думаю, такой формат эффективен. Если в начале игры чувствовалось некоторое непонимание, то к середине игры ребята вошли во вкус. Многие остались после игры, чтобы побеседовать с работодателями или узнать больше о поступлении в магистратуру», — рассказывает Полина.

Доцент кафедры систем искусственного интеллекта А.В. КУШНАРЕНКО, принимавший активное участие в подготовке игры, также отмечает, что она была полезной для будущих программистов: «Прежде всего, студенты попробовали командную работу на практике, — говорит Андрей Викторович. — Они окунулись в профессию и решали задачи ровно те, которые решаются реальными IT-компаниями, но редуцированные до игровой формы. Они прочувствовали ошибки молодых коллективов. Также они познакомились с представителями ведущих IT-компаний Красноярска и получили предложения на стажировки».

В планах организаторов — расширить игру до формата конференции, в которой помимо непосредственно игровой части была бы и теоретическая, лекционная.

Дмитрий РАДЧУК, руководитель проектов, работодатель:

— Для нас как для потенциальных работодателей подобные игры — это хороший способ присмотреть для себя перспективных стажёров. В данный момент наша компания находится на стадии роста, и в 2021 году мы планируем увеличить свой штат на 30 человек, так что эта игра прошла для нас своевременно.

Из плюсов игры могу отметить следующие: студенты пришли заряженные, они действительно старались выполнить свои задания, рвались в бой, погружались в решение задач глубоко. Приятно наблюдать вовлечённых ребят. Студенты после игры подходили и задавали вопросы о работе, оставляли свои контакты, чтобы мы могли с ними связаться. Они уже смотрят в будущее и хотят пробовать силы в реальных условиях. Это круто. Уровень студентов-первокурсников приятно удивил, ожидания были ниже. Некоторые команды справлялись со своими заданиями великолепно, заметно, что с ребятами провели хорошую работу.

Из минусов — большинство студентов не умеют до конца разбирать потребность клиентов, задавать вопросы, чтобы убедиться в том, что поняли заказчика верно. Вследствие этого студенты начинают прорабатывать задачи по проблеме, которую сами придумали, имея большую вероятность сделать работу, результат которой никому не понадобится.

Игорь МИХАЙЛОВ, ИКИТ, 1 курс:

— На этапе распределения команд возникает особенный момент: ты сразу начинаешь действовать, цепляешь потенциально успешных ребят интуитивно. Ты учишься в незнакомых людях искать огонь, распределять роли в команде. У нас была особенная команда: в ней было два лидера. Это странная стратегия, но она сработала. Мы разделились на две мини-команды, и каждая выполняла свою задачу, помогая другой в случае необходимости.

Одна задача, две, три... Теряешь чувство времени. И вот остаётся 10 минут. Наша команда была на первом месте всю игру. Но другие команды начинают сдавать последние задачи, и мы вылетаем из списка топ-3 компаний. Чем не реальная ситуация на IT-рынке? Но есть последнее задание — разработать прототип сайта. Задача была рассчитана на 40 минут, мы могли успеть всё в срок, но заказчик неожиданно сокращает время до 30 минут. Остаётся пара минут до конца защиты. Мы накидываем структуру сайта. Это хуже, чем у других. И если не объясним, что это за непонятные фигуры на белом листке, ничего не заработаем. Здесь учишься определять боль клиента и давать ему своеобразную «мазь», которая снимает эту самую боль. Наше последнее решение как раз было таким, хотя оно выглядело хуже, чем у других. Но оно сработало, мы вырвались на первую позицию.

Но этап стартапов переворачивает ход игры с ног на голову. У нас были главные козыри в рукаве: проработана монетизация, реальная идея, хороший спич. Но нашлись команды, у которых был свой секретный ингредиент. У одних — спикер, как Стив Джобс, у других — нереально крутая презентация. Казалось непонятным, как они хотят привлечь инвесторов абстрактными идеями, но они сделали это. Мы выигрывали эту игру, но в итоге больше денег выделили харизматичным ребятам, а мы стали вторыми. Зато лично я на игре смог найти потенциального партнёра и заказчика и раскрыть в себе лидерские качества. Верю, что можно успешно зарабатывать деньги, если создавать честные проекты, вникать в затруднения клиентов и делать мир чуточку лучше.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы