Прорыв нужен самим студентам


56 проектов вошли в «Стартовый перечень проектов» по реализации Концепции молодёжной политики СФУ до 2023 года. Среди них «Банк проблем СФУ»; программа лояльности для выпускников; профессиональная подготовка по рабочим специальностям для студотрядов и масса других идей.

Концепция с прилагаемыми к ней проектами была утверждена учёным советом СФУ летом прошлого года. Однако за прошедший с тех пор, пусть и небольшой, период акценты сменились, и пришёл момент вновь определить приоритеты. О них сегодня говорим с проректором по молодёжной политике Екатериной СИДОРЕНКО.

— Наша команда переживает по-настоящему жаркую весну, в которой мы взялись за стратегическое планирование — разрабатываем Программу развития, которая является более широким документом, чем Концепция молодёжной политики, и встраивается в контекст развития всего университета до 2030 года. При этом многие проекты концепции мы заложили как этапы и механизмы реализации программы на 10 лет.

Ключевые отличия этих документов — срок реализации и применимость. Концепция отвечает на запрос времени, она мобильна и может меняться в зависимости от условий, а ими, кстати, стали и ограничения, связанные с пандемией. Стратегия же — это определение правил игры и ожидаемого результата на долгую перспективу. Кроме того, в реализации планов по одному документу и подготовке другого определяющую роль играет изменение законодательства. Так, 31 июля 2020 года был принят ФЗ N 304, который внёс изменения в закон «Об образовании», касающиеся вопросов воспитания. А 30 декабря 2020 г. вступил в действие ФЗ № 489 «О молодёжной политике в Российской Федерации». Он расширил возраст молодёжи, акцентировал внимание на реальных проблемах молодёжной политики и вообще вошёл в ряд фундаментальных для нашего направления документов.

Новая история для системы образования в том, что 304-й закон обуславливает интеграцию воспитательной компоненты в образовательные программы. Это важно учесть в текущих проектах и долгосрочных планах, ведь воспитательная работа теперь — функция для всех преподавателей и сотрудников университета.

— И что сегодня понимается под воспитательной работой?

— Это комплексная система, включающая гражданско-патриотическое, профессионально-трудовое, физическое (или здоровьесберегающее), духовно-нравственное направления. Все они в обязательном порядке должны реализоваться в университете, так зафиксировано законом.

— А куда в таком формате вписывается самоуправление, включение студентов в процессы работы университета?

— Студенческое самоуправление как принцип реализуется в каждом направлении. Так, свою деятельность студенческий военно-патриотический клуб СФУ «Патриот Сибири» организует вокруг событий по патриотическому воспитанию, и делают это студенты самостоятельно. Студенческие отряды непосредственно погружают студентов в трудовую среду. Понятно, что не все студенты проходят через отряды, и нам важно создать условия, чтобы и другие обучающиеся начали воспринимать корпоративную трудовую культуру. Мы будет это выстраивать через взаимодействие с Центром карьеры СФУ и через так называемые Learning Community (обучающие сообщества). Это объединения, где устанавливаются связи между выпускниками и теми, кто ещё обучается, но совместно они преследуют единые академические цели. Наши выпускники могут сегодня создавать в университете определённую профессиональную среду.

Примером является Ассоциация выпускников Президентской программы Института экономики, государственного управления и финансов. Через эту ассоциацию выпускники совместно со студентами проводят мероприятия: интеллектуальные игры, деловые завтраки и ужины, лекции, что позволяет выстроить прочные и эффективные связи.

Совершенно точно для масштабирования такой практики важно обеспечивать в университете благоприятную среду, в которую хочется возвращаться и которая интересна для дальнейшего профессионального и общественного роста.

Сегодня мы реализуем это через творческие коллективы, где выпускники могут продолжать заниматься и становиться наставниками. Но мы надеемся, что у нас будут появляться и профессиональные, и научные объединения.

— Точки притяжения для выпускников в СФУ, несомненно, есть, но пока даже попадание в тот или иной корпус или получение ключей является проблемой…

— Такие ситуации лежат скорее в плоскости корпоративной культуры и точно не относятся к пропускному режиму (там как раз все механизмы ясны, и если ответственно подходить к подготовке тех или иных событий, то вопросов доступа не возникает). Сегодня вопросы культуры мы прорабатываем с тьюторами и заместителями директоров институтов по воспитательной работе.

— Вернёмся к проектам, обозначенным в Концепции. Получается, не все они будут реализованы?

— Большая часть будет. Что-то потеряло актуальность, ведь мы прожили непростой год и немного по-другому смотрим на реальность. А некоторые проекты не позволяет реализовывать правовая база. Например, создание рейтинга проживающих в общежитии. Его идея заключалась в том, чтобы на основании рейтинга можно было как улучшать жилищные условия студента, так и «ухудшать», т.е. переселять менее успевающих в менее комфортабельные общежития. Так вот, улучшать условия мы можем, а ухудшать нам закон не позволяет.

Что касается общего рейтинга студентов университета как своеобразного масштабирования ПГАС на всех — эта тема заложена как этап реализации программы развития, причём имеет более комплексное значение, чем способ оптимизировать процесс назначения повышенной стипендии.

В чём ещё нюанс проектов, которые представлены в Концепции молодёжной политики? Они основывались на интересах лидеров того периода, когда они прорабатывались. Если лидеры сменились, а преемственности не случилось, то проекты «повисли». И сейчас наша цель — сделать так, чтобы таких ситуаций не происходило в принципе, чтобы не надо было искать, кто подхватит работу, чтобы система была самовозобновляемой. Поэтому-то мы так серьёзно подходим к долгосрочному планированию и проводим большую работу со студенческими объединениями. Перекраиваем и грантовые конкурсы внутри университета, чтобы студенты могли реализовывать свои инициативы и получать на это ресурсы.

Конкурс программ развития студенческих объединений уже объявлен, 29 марта мы провели мастер-класс по написанию заявок на этот конкурс, а с 1 апреля начали их принимать.

— Как во всём этом фигурируют студенческие объединения?

— Не понимаю, как так вышло, но до сих пор не фиксировалось, сколько у нас студенческих объединений. Сейчас наконец посчитали — оказалось более 120. Мы посмотрели этот список и поняли дефицит: там много коллективов, организующих досуг, но практически нет объединений, вовлекающих в науку. Акция «Научный микрофон» — как раз попытка нестандартно рассказать о науке и привлечь в неё. Это большой фронт работы — обеспечить возможности для реализации разных направлений интересов студентов, чтобы уже на этой базе формировались и студенческие объединения.

— Молодёжи СФУ была бы интересна программа стажировок «Обмен сотрудниками». Будет ли этот проект поддержан?

— Тема постоянного повышения квалификации и работы с сотрудниками — одна из приоритетных. И здесь важно, что мы нацеливаемся не только на сотрудников своего управления, но и на всех молодых специалистов в СФУ. Например, уже сейчас наша психологическая служба реализует проект закрытой группы по повышению компетенций отработки конфликтов. Занимаются там и преподаватели, и сотрудники — это реально клуб по интересам.

— Вы презентуете молодёжную политику СФУ на разных площадках и часто используете слово «прорыв». А чей это прорыв и куда надо прорваться?

— Прорыв нужен студентам. Студенты СФУ должны звучать везде. У нас уже есть хорошие результаты. Так, мы победили во всероссийском конкурсе студсоветов общежитий. Команды КВН СФУ «Ищем себя» и «Азия Чикас» прошли в телевизионные лиги КВН — в Первую лигу и в Премьер-лигу соответственно. У нас большая ставка на театральное искусство: мы хотим победить в театральном конкурсе «Студенческой весны». Именно поэтому студенты и специалисты ЦСК прошли практикум по постановке спектакля на площадке красноярского ТЮЗа, а по итогу поставили невероятный перформанс.

Лидерство студентов в нашем понимании — это импульс для их успешной карьеры, творческой, общественной жизни и за пределами университета. Поэтому мы стремимся создавать условия для прорывов во всех доступных областях. Так, рассчитываем достигать всё больше побед в Потанинском конкурсе, в «Лидерах России», на международных конференциях. Сейчас плотно работаем с фондом «Россия — страна возможностей». Хотим, чтобы по каждому направлению у нас были эксперты, которые бы консультировали наши команды — как, кстати, было с командой студсовета общежитий, которую мы готовили два месяца к этому конкурсу. То есть наставники (внимание — из числа выпускников!), которые в своё время участвовали в подобных конкурсах и побеждали, сейчас могли бы передавать опыт нынешним студентам. Система наставничества именно про это. Ведь проблема многих федеральных конкурсов в том, что люди просто боятся туда заявляться. Наставник может оценить их возможности, поставить задачи, консультировать.

Но прорыв — это не только про личные победы. Мы видим важность плотной работы со студенческими инициативами, которые можно представить и на грантовых конкурсах. 7 апреля — финальный день грантового конкурса ФАДМ «Росмолодёжь». Проектная школа, работа с командами институтов, с молодыми учёными, студенческими объединениями позволили нам подготовить заявку вуза из 20 проектов! Более точечные инициативы перешли в ранг заявок от физических лиц, но мы понимаем, что их успешная реализация также позволит нам рассматривать их как вузовские проекты в следующем году.

— Ещё одному направлению вы дали название «кибермолодёжка». Но это же не только про Киберлигу?

— Наша тема «кибер» связана со всеми студенческими сервисами, которые должны предоставляться в формате функционального онлайн-центра. Чтобы по любому вопросу не ножками надо было приходить или звонить, а всё делать дистанционно. Чтобы портфолио формировалось автоматически, чтобы заявки на стипендии подавались в несколько кликов, чтобы ряд молодёжных проектов можно было реализовать через компьютер и смартфон, а не только в аудиториях или холлах. Столько лет мы не можем сформировать адекватное, мобильное и оперативно пополняемое портфолио студента! Что уж говорить о кипе бумаг (экологичность, знаете ли).

— А «Мой СФУ»?

— Там студент лишь имеет возможность создавать свой «университетский профиль», а мы видим это как его аккаунт в «академической социальной сети», чтобы он формировался даже без его участия. И этот проект однозначно на 10 лет.

— Каких результатов вы намерены достичь?

— У нас есть дорожная карта, и один из результатов: создание высокотехнологичных пространств. Здесь подразумеваются лаборатории, стрим-студии, где можно создавать востребованный контент медиа, эффективная онлайн-среда, о которой мы уже говорили.

Результатом мы будем считать увеличение числа студентов, привлечённых в научно-исследовательские, конструкторские, инновационные проекты. Результат — выстраивание коммуникаций с выпускниками по каждому направлению, система наставничества и кураторства, о которой тоже говорилось выше. Мы хотим, чтобы на базе СФУ появился всероссийский центр сопровождения молодёжной политики в вузах. Чтобы мы стали центром культуры региона — как по числу, так и по качеству проводимых здесь мероприятий. И у всего этого есть KPI — то, как всё это мы будем измерять.

— Вы также намерены вывести деятельность в области молодёжной политики на самоокупаемость. Каким образом это будет достигаться?

— Сегодня студенческое сообщество способно давать компетенции, связанные с молодёжным предпринимательством (это, кстати, вектор государственной политики).

Так что варианты, как надстроить коммерческую составляющую к нашим умениям — есть.

И, конечно, это усиленное социальное и грантовое проектирование. За прошлый год мы привлекли 8 млн рублей на большие проекты. Это и федеральные, и городские, и краевые гранты. Дополнительным ресурсом могут стать проекты, которые приносят ресурс через НКО, через мини-предприятия.

— И в заключение: какое событие будет наиболее важным в этом году?

— Нет какого-то одного события. Например, мы бы хотели стать театральной студенческой столицей, хотя пока в этом смысле у нас только амбиции. Хотим провести на базе СФУ всероссийскую конференцию по этике. Если привлечём ресурсы — соберём конгресс проректоров по безопасности и воспитательной работе в университете. Наша деятельность многогранна, и по каждому направлению есть большие цели.

Валентина ЕФАНОВА