Обложка

Мировой кадровый голод

Какова ситуация на мировом рынке труда сегодня? Какие тенденции, тренды, сформировавшиеся в 2020 году, влияют на экономику сейчас и имеют отражение в будущем?

Новые компетенции и кадры

Генеральный директор группы компаний Head Hunter Михаил ЖУКОВ озвучил на КЭФ результаты глобального исследования (BCG, The Network, hh.ru) тенденций на мировом рынке труда. В опросах участвовали 200 тысяч респондентов из 190 стран и более 17 тысяч из России.

  1. Исследование показало, что изменилось отношение к релокации. Общая заинтересованность в переезде ради работы снизилась. Только 50% респондентов теперь готовы физически переехать в другую страну ради работы (в 2014 и 2017 годах это было соответственно 64 и 57 %). Основная причина такого положения дел — ограничительная политика в области трудовой миграции и развитие удалённого места работы. При этом в России тенденция другая: готовность уехать ради работы выразили 47%, что больше, чем в предыдущие годы.
  2. Рейтинг стран, куда люди готовы переехать, поменялся в результате пандемии. Наиболее популярны для работы страны с низким уровнем заражения коронавирусом — это Канада, Австралия, Объединённые Арабские Эмираты. Новички рейтинга — Сингапур и Новая Зеландия. При этом ситуация с коронавирусом в Европе привела к тому, что эти страны уже не так популярны для трудовой миграции, а некоторые, как Италия и Испания, вообще выпали из первой десятки.
  3. Поменялись форматы работы. Например, 89% респондентов заявили, что в будущем они предпочтут должности, которые позволяют хотя бы периодически работать из дома. Для России этот показатель составил 60%. Большинство респондентов предпочитают гибридную модель работы. При этом лишь четверть опрошенных во всём мире и 23% респондентов из России готовы полностью перейти на удалённую работу. Также опрос показал, что персонал сейчас фокусируется на краткосрочных преимуществах: текущий уровень зарплаты, хорошие отношения с коллегами и руководством, правильный баланс между работой и личной жизнью. Такие приоритеты, как карьерные перспективы и профессиональное обучение, ушли на второй план.
Проблема 2020 г. — выгорание сотрудников: 55 % опрошенных работников связывают состояние усталости и эмоционального упадка именно с работой.
  1. Демография такова, что если работодатели продолжат заниматься безудержным эйджизмом, то ситуация будет только ухудшаться. Доля старшего населения увеличивается, в то же время растёт дефицит молодой рабочей силы.

Смертность в 2020 году превысила рождаемость почти в полтора раза. Рынок труда становится «соискательским». Конкурировать за людей придётся хорошими условиями труда, высокими зарплатами и созданием творческой атмосферы в компании. Сокращать дефицит людей можно будет только за счёт оптимизации всех процессов. И давно уже пора работодателям научиться привлекать старшие когорты трудоспособного населения.

Корни кадрового голода

Президент портала Superjob.ru Алексей ЗАХАРОВ считает, что soft skills — гибким навыкам — обучить взрослых людей невозможно в принципе.

— Корни проблемы лежат не в высшем образовании, а в том, что школа в нашей стране и во всех развитых странах — это школа даже не XX, а XIX века по своей сути, — уверен эксперт. — Её цель — из неграмотного инициативного «крестьянина» сделать грамотного андроида для работы на конвейере, но при этом не инициативного (потому что инициативный способен конвейер сломать). Массовая школа предназначена, чтобы научить писать и читать в раннем возрасте, а дальше всю инициативу из людей выбить. Если в детском саду и в младшей школе не задана социальная установка на постоянное обучение, на ответственность, инициативность, творчество, оригинальность, то потом эти установки поменять проблематично. После 12 лет чему-то серьёзному, новому обучать абсолютное большинство невозможно.

Мы много говорим, что вузы должны входить в международные рейтинги, что высшее образование надо менять. Но все эти разговоры бессмысленны, если мы не поменяем приоритеты и не осознаем, что кадры XXI и XXII веков куются не в университетах, а в детском саду и в младшей школе. То, что испортил воспитатель в детсаду, худо-бедно учитель младших классов поменять может. Но что испортил учитель младших классов, уже никто поменять не в силах.

Вывод:

  • Нужно сделать так, чтобы самые высокие зарплаты были у воспитателей детских садов и учителей младших классов. Чтобы самые лучшие специалисты пришли именно в эту область.
  • Кто наших детей будет образовывать, тот и станет командовать в стране. Так что это вопрос суверенитета.

Среднее профобразование

В условиях кризиса именно система среднего профессионального образования способна обеспечить экономику страны необходимыми кадрами.

— Во всех экономиках мира 70% рабочих мест всегда принадлежат людям, имеющим средний уровень квалификации, — сказал директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор НЕУМЫВАКИН. — Мы уже сейчас разрабатываем примерные программы цифровых модулей, которые внедряем в каждую профессию и специальность. К 2030 году каждый студент колледжа получит возможность освоить дополнительные цифровые компетенции в рамках своей профессии. Планируем серьёзно увеличить количество приёма по IT-специальностям и в разы увеличить количество обучающихся по этим направлениям.

Экзамен для выпускников вузов

О национальной системе квалификаций, профстандартах и профессиональном экзамене для вузов говорил генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» Александр ЛЕЙБОВИЧ. Он сообщил, что уже фактически завершён цикл разработки новой системы профессиональных стандартов, инициированных непосредственно работодателем.

— Национальный совет по квалификациям при Президенте России принял соответствующую стратегию развития национальной системы квалификаций. Ключевым элементом является сближение рынков труда и системы подготовки кадров, исключение лишних звеньев. В частности, в Госдуме находится законопроект о внесении изменений в Закон об образовании. Предполагается, что профессиональный стандарт, после введения его в соответствующий сектор экономики, должен быть непосредственно введён и в образовательные программы, минуя изменения образовательных стандартов. И сроки внесения изменений — год, а для коротких программ — 6 месяцев. Мы сейчас создаём новую структуру, которая базируется на цифровом сопровождении внедрения профессиональных стандартов в практику подготовки кадров.

Мы предполагаем, что все крупные инвестиционные проекты должны получить раздел, связанный с подготовкой кадров. На сегодняшний момент, если проанализировать национальные федеральные проекты с точки зрения кадрового обеспечения, можно увидеть, что эти разделы либо отсутствуют, либо содержат общие положения и не дают ответа на вопрос, откуда возьмутся специалисты, которые будут сопровождать новые технологии, обеспечивать экономические эффекты и т.д.

Также на совете по образованию при Президенте РФ было принято решение ввести профессиональный экзамен в вузах.

Сегодня такой экзамен внедряется в среднем профессиональном образовании, и судя по практике — максимум половина
выпускников реально подтверждают свою квалификацию, если речь идёт о независимой экспертизе.

Как будет в вузах — сказать сложно, но должен быть запланированный заранее путь, чтобы в завершение обучения ввести подтверждение профессиональной квалификации, которое реально воспринимается рынком и которое понимает работодатель.

Похожие материалы