Групповой пирог, пересечение миров и другие опыты самопознания

Дисциплина «Рефлексивный семинар» изучается бакалаврами направления «Психология» в первом и втором семестрах. Дисциплина способствует формированию у студентов-первокурсников универсальных компетенций в области коммуникации, командной работы и лидерства, самоорганизации и саморазвития.

Упражнения, ролевые игры, задания, предусмотренные в рамках курса «Рефлексивный семинар», чрезвычайно разнообразны по целям и содержанию.

Так, упражнение «Жизненный и профессиональный кодекс психолога» направлено на рефлексию и вербализацию ценностей и принципов. Упражнение «Внутренние и внешние мотивы» предусматривает выявление условий, при которых студенты были бы удовлетворены своей будущей профессиональной деятельностью. В рамках упражнения «Раньше — сейчас — потом» необходимо написать рассказ о себе «Я до вуза — я в вузе — я после окончания вуза». Упражнение «Кто я?» позволяет выявить особенности индивидуального самовосприятия, осмыслить целостность образа собственного «Я». Упражнение «Рефлексивная инвентаризация» направлено на вдумчивый анализ своих качеств, целей и отношений. В рамках упражнения «Незаконченные предложения» студентам нужно определить значимые для себя мысли, чувства и позиции, которые они готовы отстаивать во взаимодействии с другими людьми, а также мысли и действия, вызывающие непонимание со стороны других людей.

Ряд заданий и упражнений предполагают самодиагностику адаптированности и мотивации обучения в вузе, изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности, самооценку жизненных смыслов.

Одним из самых интересных заданий творческого характера является задание «Мой герб и девиз», которое первокурсники выполняли в 1 семестре. Используя результаты самодиагностики жизненных смыслов, с помощью красок, цветных карандашей, мелков, фломастеров и других подручных материалов ребятам нужно было изобразить свой личный герб, снабжённый девизом. Затем студенты презентовали свой герб одногруппникам.

В дальнейшем на основе своих личных гербов ребята создавали герб и девиз своей группы ПП20-01Б. Сначала, разделившись на микрогруппы по 5-6 человек, студенты разрабатывали свою версию группового герба и девиза. Затем микрогруппы презентовали результаты своей работы.

В ходе обсуждения первокурсникам было необходимо создать общий герб и девиз. Задание оказалось непростым, так как каждый герб, созданный подгруппой, был по-своему интересен. Ребятами было принято решение объединить наиболее удачные элементы гербов, созданных в микрогруппах. В итоге получился очень красивый герб с девизом группы: «Всё, что ни делается, правильно!»

На установление доброжелательных отношений в группе, развитие коммуникативных навыков, расширение информации друг о друге направлено упражнение «Портрет группы». Здесь, разделившись на микрогруппы, студенты собирают информацию о всех членах группы не менее чем по 7 параметрам. Например, можно посчитать средний рост, средний вес, количество родившихся в каждом месяце, представленность типов темперамента, интересов и увлечений, средний размер обуви, одежды и т.п. Затем каждая микрогруппа должна креативно представить собранную информацию на листе ватмана, т.е. составить своеобразный «портрет» группы и презентовать его. Далее «портреты» объединяются воедино, и получается большой, информативный и оригинальный «групповой портрет».

Упражнение «Групповой пирог» позволяет определить вклад каждого члена в деятельность группы. Студентам предлагается на листе бумаги нарисовать круг: это есть учебная группа. Затем необходимо круг разделить, как пирог на куски, на всех. Размер каждого «куска» должен отражать размер вклада каждого студента. Далее студенты по желанию презентуют свой «пирог» одногруппникам, поясняя, каким образом делили «пирог»; какими критериями пользовались для определения вклада каждого в деятельность группы; кому дали одинаковые «куски», а кому достались «куски» большего или меньшего размера.

На втором этапе студенты определяют свой вклад в деятельность группы, отделяя себе кусок на общем групповом «пироге», изображённом на листе ватмана. «Пирог» несёт определённую информацию и позволяет определить социометрический статус каждого с позиции самооценки вклада в развитие студенческой группы.

Для упражнения «Наши миры» каждый студент предварительно подбирает не более пяти картинок из журналов, газет, рекламных буклетов, отражающих его мир. Непосредственно на практическом занятии студентам предлагается разделиться на пары. Каждой паре, используя картинки, необходимо рассказать друг другу о своём мире. Затем найти общее и различное и попытаться объединить свои миры, создав мини-коллаж. Каждая пара представляет свой объединённый мир группе и приклеивает его на лист ватмана в том месте, где это созвучно с другими мирами. Итогом общей работы является групповой коллаж «Наши миры». Данное упражнение развивает умение слышать другого, договариваться и принимать компромиссное решение; помогает преодолевать страх публичного выступления.

У каждого студента есть возможность проявить индивидуальность, высказать точку зрения относительно обсуждаемых вопросов, при желании — поделиться личными переживаниями и получить обратную связь от одногруппников. Кроме того, практические занятия в рамках «Рефлексивного семинара» способствуют успешной адаптации первокурсников к обучению в вузе, развивают навыки командной работы и группового взаимодействия, позволяют студентам лучше узнать друг друга. И, конечно, способствуют самопознанию и развитию рефлексии как профессионально важного качества психолога.

О.А. БЕНЬКОВА, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и консультирования ИППС

Похожие материалы