Три оттенка коррупции

Изучением коррупции занимается множество наук, при этом каждая из них исследует особенности данного негативного явления исходя из специфики своего предмета. Сегодня мы предлагаем Вам рассмотреть интересный подход социологов к цветовой маркировке коррупции.

Американский социолог немецкого происхождения Арнольд Хайденхаймер предложил обозначать коррупцию белым, серым и чёрным цветом в зависимости от общественного мнения

Попробуйте соотнести нижепривёденные ситуации с предлагаемым А. Хайденхаймером цветом коррупции

Ситуация № 1. Студенты университета накрывают обеденный стол для членов государственной экзаменационной комиссии перед прохождением итоговой аттестации.

Ситуация № 2. Преподаватель университета продаёт студентам свою монографию, за что студенты получат отличную оценку на экзамене без фактической проверки знаний.

Ситуация № 3.
Студент университета дарит научному руководителю коробку конфет в честь наступающего Нового года в надежде, что получит на защите более высокую оценку.

Рубрику ведёт Надежда Мешкова

Правильные ответы

Ситуация № 1 — серая коррупция. В настоящее время в общественном сознании нет однозначного ответа относительно представленной ситуации. Некоторые считают, что это традиция, другие полагают, что коррупция. Представленная ситуация имеет признаки конфликта интересов и является специфической формой коррупции.

Ситуация № 2 — чёрная коррупция. В предложенной ситуации представлен классический вариант возмездной коррупционной сделки, где одна сторона использует должностное положение вопреки интересам общества и государства, а другая — незаконно предоставляет ей выгоды имущественного характера. Несмотря на то что данная сделка замаскирована под законную, её участники могут быть привлечены к уголовной ответственности за дачу и получение взятки.

Ситуация № 3
— белая коррупция. Отличительным признаком подарка от взятки является его безвозмездный характер, который предполагает отсутствие встречного обязательства. Однако, несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ не запрещает педагогическим работникам получать обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 рублей, данная ситуация имеет коррупционный подтекст, который не всегда очевиден для преподавателя. В случае, если безвозмездность подарка вызывает сомнения, то в целях обеспечения личной антикоррупционной безопасности преподавателю целесообразно от него отказаться.