Университет = устойчивое развитие

«Третья миссия университета и студенты» — именно эта тема стала ключевой для ежегодной международной майской конференции, организованной Высшей школой экономики в Санкт-Петербурге. Как студенты могут участвовать в формировании репутации вузов? Какой может быть их роль в реализации университетами третьей миссии — «открытия окружающему миру с целью влияния на его экономическое и социальное развитие»? На эти и другие актуальные вопросы искали ответы российские и международные эксперты, представители федеральных и региональных органов власти, студенты и сотрудники вузов, которые имеют положительный опыт в этом направлении. Среди них — и Сибирский федеральный университет.

Так, на круглом столе «Устойчивое развитие в кампусах» участники дискуссии обсуждали общие тенденции развития кампусов университетов в России и в мире, международные рейтинги для оценки «зелёных кампусов», знакомились с ассоциациями в сфере экопросвещения и устойчивого развития, а также делились успешными кейсами российских вузов. Вот самые яркие из них.

Наталья ТРУНОВА, первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок: «Что касается реальной деятельности, которая осуществляется в вузах, могу привести в пример НИУ Московский государственный строительный университет — это один из немногих российских вузов, где внедрена интеллектуальная автоматика зданий кампуса. В целом это уникальный пример в сфере энергосбережения и учёта затрат, когда мы можем фиксировать и все потери, и рассчитывать ресурсы. Другой пример социального действия и тоже в разрезе целей устойчивого развития — это Московский государственный педагогический университет. Там совершенно другое преломление и понимание целей. Лозунг и идеология этого вуза — «Быть нужным горожанам». Это один из немногих вузов страны, где ключевой задачей по отношению к городу является вовлечение и максимальное повышение комфорта, приобретение возможных компетенций горожанами разного возраста. Один из таких проектов — это «Серебряный университет», благодаря которому люди пенсионного возраста могут приобрести новые профессии (…) В целом для устойчивого развития необходимы как стимулы для элементарных мер, направленных на устойчивость: энергосбережение, озеленение, сбор мусора, так и стимулы для разработки и внедрения систем «умного кампуса», и стимулы для трансфера технологий из университета в университет и из университета в город. Что касается последнего пункта, внутри вузовской системы существуют барьеры: опыт от одного вуза к другому передаётся всегда с большим трудом. Трудности возникают и в трансферте опыта от университета в город».

Артём ПОГОРЕЛОВ, руководитель социального комитета Студенческого совета НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: «Во всех корпусах НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге установлены контейнеры различной направленности: во-первых, для сбора макулатуры, во-вторых — для батареек и аккумуляторов, которые тоже в дальнейшем отправляются на переработку. Также в некоторых учебных корпусах есть контейнеры для сбора одежды (в коллаборации с одним из благотворительных магазинов). Помимо этого, во всех учебных корпусах мы избавились от пластиковых стаканчиков рядом с кулерами. Это была большая борьба, но сейчас студенты уже привыкли. Сейчас мы активно работаем над организацией полностью раздельного сбора мусора (будем утилизировать около 10 фракций) в одном из учебных корпусов. После пробного запуска этот проект мы планируем расширить на все корпуса и общежития. Ещё будем проводить Недели переработки, чтобы повысить осведомлённость студентов и сотрудников. А также работаем над проектом минимизации количества одноразовых стаканчиков в кофейнях, расположенных в корпусах, хотим ввести систему бонусов за использование перерабатываемых стаканчиков. Также разрабатываем проект отказа от бумажных чеков».

Юлия КУЗЬМИНА, специалист отдела аналитики и сопровождения проектов, Сибирский федеральный университет: «В Сибирском федеральном университете практики устойчивого развития начались ещё во время формирования программы развития университета, задолго до того, как было сформулировано понятие третьей миссии. Ведь как университет он сам по себе уже выполняет третью миссию. Для того чтобы оценить и получить признание в данном направлении, мы подали заявку на участие в глобальном рейтинге устойчивого развития и качественной университетской среды UI GreenMetric, и среди российских вузов СФУ занял второе место и имеет положительную динамику. Во многом благодаря этой инициативе мы начали воспринимать университет не только в плане возможности влияния на социально-экономическое развитие, а в целом — на окружающую среду. Это открытие натолкнуло нас на решение экологических проблем, которые в дальнейшем стали повесткой города и региона. Многие из этих проектов реализуются по сей день, определяя устойчивое развитие. Для СФУ это прежде всего гражданская наука — наука, понятная для всех, а также доступное образование для всех поколений, спорт и, конечно, волонтёрство».

Иностранный гость круглого стола профессор Gunawan Tjahjono, эксперт устойчивого развития и качественной университетской среды UI GreenMetric Ranking of World Universities, рассказал о том, как российские вузы выглядят на международном фоне: «Наш рейтинг существует более 10 лет. Сначала мы наблюдали за 95 университетами по всему миру, сейчас у нас огромное количество партнёров, 51 из них находится в России. Благодаря разработанным критериям, мы определяем, насколько успешно достигаются цели устойчивого развития. Университеты, участвующие в рейтинге, делятся своим опытом, своими практиками, и мы приобретаем понимание того, насколько успешно мы продвигаемся в достижении целей устойчивого развития, а в чём ещё нужно совершенствоваться. В России первую позицию занимает РУДН (42 позиция в международном рейтинге среди 912 вузов мира). Особенно хорошие показатели у российских вузов по критериям «Образование и научные исследования».

Отметим, что цели устойчивого развития сформулированы ООН (всего их 17). Многие западные вузы строят стратегии своего развития с учётом этих целей. В России наибольшее внимание уделяется таким целям, как «Устойчивые города и населенные пункты» и «Сохранение экосистем суши», и на первый план часто выходит задача по созданию зелёного кампуса. Однако, как считают эксперты, пока успешно с этим справляются лишь немногие вузы, именно поэтому так важен обмен успешными практиками.

Соб. инф.

Похожие материалы