В поединок вступили семеро

В седьмой раз по инициативе первичной профсоюзной организации студентов СФУ проходит ежегодный конкурс «Студенческий выбор». Из 20 стартовавших в январе этого года участников в финале сразятся 7 человек (один из восьми сошёл с дистанции из-за опоздания). Всего этапов пять: анонимное голосование студентов, оценка портфолио претендента, «студенческое слово» (студенты снимали видео в поддержку преподавателей), мастер-класс и впервые в истории конкурса — экспресс-поединки.

По словам организаторов, на таком необычном формате настояли сами преподаватели. Они не раз намекали, что не достаёт им в этом конкурсе профессиональной коммуникации. Не вопрос! Вот вам дебаты по типу классических, только мини. Две минуты — устроит? Задания придумывали студенты. Экспресс-поединок должен показать преподавателя без прикрас и ретуши, снять с него «броню». Умеет ли человек формулировать и отстаивать выбранную позицию в открытом диалоге? Может ли конструктивно рассуждать и приводить убедительные аргументы в процессе дискуссии?

Оценивают дебаты эксперты. В их числе не только первое лицо студенческой профсоюзной первички, но и, например, заместитель начальника управления молодёжной политики, заместитель руководителя учебного департамента. В составе жюри и победитель конкурса прошлого года Оксана Валериевна МАГИРОВСКАЯ, доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории германских языков и межкультурной коммуникации.

Коворкинг ЦСК — идеальное место для дебатов. Обстановка располагает: подиум, зона для жюри, болельщики в зале (без плакатов, но с хештегами) — всё как положено.

В спорах рождается истина, спорить нужно уметь. Все преподаватели разные — кто-то невозмутимый, а кто-то волнуется, переживает; кто-то сангвиник, а кто-то холерик. Сейчас начнётся дискуссия, и студенты, может быть, узнают о своих «любимчиках» (сами же указали их имена в анкетах) то, о чём даже не подозревали. Лишний раз не помешает и поучиться у интеллектуалов мастерству перевоплощения. Ведь преподавателям предстоит выступать в предложенной роли. «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры». В дебатах «актёрами» выступают математики, юристы, биологи, экономисты, программисты, психологи. Кандидаты и доктора наук.

Студенты Мария СВЕТЛИЧНАЯ и Анна ПАНКРАТОВА пришли поддержать доцента кафедры водных и наземных экосистем ИФБиБТ Ивана Владимировича ЗУЕВА.

— Иван Владимирович преподаёт у нас зоологию позвоночных. Почему мы его выбрали? Он самый достойный! — наперебой говорят студентки. — Умеет интересно донести материал, прекрасный человек, талантливый учёный. Отношение к студентам замечательное. Когда выходишь с пары, чувствуешь себя не униженным и оскорблённым, а, наоборот, — мотивированным, полным сил и энергии. Невозможно с таким лектором не влюбиться в предмет. Скорее всего, и мы в будущем станем преподавать или займёмся наукой. Посмотрим, как пойдёт.

Со вступительным словом ко всем обращается председатель первичной профсоюзной организации студентов СФУ Оксана СУХОЧЕВА. Участникам предстоит выступить в предложенной позиции, например, в роли студента, директора института, а если повезёт, то и ректора. Биолог против психолога, физик против филолога, юрист против ... Кто кого? Понеслось!

Вот представьте: два преподавателя (Артюхова — Зуев) за несколько минут до начала лекции вдруг обнаруживают, что в расписании у них указана одна и та же аудитория. Как договориться и за две минуты разрулить ситуацию бесконфликтно? В ход идёт всё, даже хитрость и женское обаяние!

Или, к примеру, директор института (в его роли выступил старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ЮИ СФУ Игорь Константинович КРИЖУС) настаивает на том, чтобы преподаватель (доцент кафедры информационных систем ИКИТ СФУ Сергей Александрович ВИДЕНИН) подписал трудовой договор на два года вместо пяти и потом каждые два года вновь участвовал в конкурсах на эту должность. Знаете, что в качестве аргумента привёл Виденин? Грант на три года! Да ещё сослался на опыт западных вузов и на самого Стива ДЖОБСА.

В перерыве есть время поговорить с группой поддержки С.А. Виденина, одной из самых многочисленных.

— Сергей Александрович преподаёт у нас предмет «Архитектура информационных систем», а до этого вёл «Основы программирования», — говорит студент 3 курса ИКИТ Степан ТУГАРИН, будущий программист. — Свой предмет преподносит доступно и интересно. Сергей Александрович с нами всегда и везде, с самого первого курса. Вёл у нас практику. Разносторонний, отзывчивый, хороший человек, общаемся с ним и вне лекций. Вместе ходили в спортзал, знаю, что много лет он занимался восточными единоборствами. Желаем удачи и верим в него!

В финале «Экспресс-поединка» разыграна ситуация, когда «студент» (доцент кафедры психологии развития и консультирования ИППС СФУ Татьяна Юрьевна АРТЮХОВА) настаивает, чтобы на квалификационной пересдаче присутствовал представитель студенческого профкома как лицо независимое от администрации. Преподаватель (С.А. Виденин) категорически возражает.

Конечно, проигравших в этих дебатах нет, все показали себя достойно. А вот победителем заключительного этапа эксперты официально назвали Сергея Виденина. Однажды по итогам конкурса «Студенческий выбор» он уже становился лучшим преподавателем своего института, но из-за командировки не смог принять участие во всех этапах. Теперь шёл до конца, чувствуя поддержку студентов, снявших о нём сногсшибательное видео.

— Как эксперты анализировали открытую лекцию, мне не совсем понятно (я откатился на 3 место), а вот нынешнее нововведение дебаты — это прямо очень круто! — считает Сергей Александрович. — Преподаватель должен уметь с чистым разумом оценить ситуацию объективно, не выйти за рамки приличия, не подорваться эмоционально. Это, я думаю, одно из самых важных качеств при общении со студентами.

— Сегодня победил Сергей Александрович, но я не расстроилась. Очень достойный соперник! — признаёт Т.Ю. Артюхова. — Самое главное для меня — студенты, их мнение. Я востребована, интересна ребятам, значит, моя профессиональная позиция соответствует их ожиданиям. Мне кажется, было бы ещё интереснее, если бы в конкурсе принимали участие представители разных университетов. Думаю, студенчество должно быть шире представлено и в жюри, и в числе зрителей. Очень ценю мнение коллег, но раз уж конкурс «Студенческий выбор», то он и должен быть студенческим, это важно.

В нынешнем году из-за пандемии часть этапов, в том числе мастер-классы, проходили как очно, так и в дистанционном формате. Окончательные итоги конкурса организаторы подведут 3 июня. Тогда же состоится и награждение участников и призёров.

Вера КИРИЧЕНКО
Фото — Ян Контогоров

Похожие материалы