Обложка

Любовь и нелюбовь к тексту

24 мая отмечался День славянской письменности и культуры

Все знают, что слово — это такая единица (элемент) языка, которая имеет значение. Именно с помощью слов мы получаем представление о вещах и явлениях. Однако слово — слово многозначное (простите за тавтологию). Обратившись, например, к Большому толковому словарю под редакцией С.А. Кузнецова, обнаружим целых 10 значений. Среди них 'язык, речь' (Печатное слово. Дар слова), 'высказывание' (Запомнить чьи-л. слова. Спасибо на добром слове), 'обещание' (Сдержать своё слово), 'публичное выступление' (Взять слово), 'литературный текст, предназначенный как для публичного произнесения, так и для чтения' (Слово о полку Игореве, Слово о законе и благодати). Нетрудно заметить, что во многих значениях слово равно тексту, оно и есть текст.

Так воспринимал слово и человек в Древней Руси. Как известно, древнерусское письмо — без пробелов, что было унаследовано им от греческой письменной традиции. И это не мешало читателю воспринимать рукопись, «не разделённую на слова». Слово и текст были как бы едины.

На заре появления письменности на Руси то, что сегодня мы называем текстом, имело традиционное содержание: было нормальным точно воспроизводить текст-предшественник, а в оригинальные произведения включать хорошо известные средневековые формулы и клише. Но и в таких не подходящих для проявления авторства условиях появлялись творения, свидетельствующие о мастерстве создателей и (возможно, это прозвучит высокопарно) о любви к своим текстам.

***

Времена изменились, и требования к тексту стали другими. Теперь традиционность и клишированность ему, скорее, вредила. Это не значит, что автор был свободен от влияния произведений своих предшественников и современников. Но искусность пишущего стала определяться умением использовать новые, оригинальные языковые средства, демонстрировать свой собственный стиль. И, конечно, автор должен был хотеть писать. Об этой охоте писать, например, говорит А.С. Пушкин в письме П.А. Плетнёву из Болдина: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Предвижу возражения: таких, как Пушкин, единицы, а среднестатистический пишущий и не должен обладать литературным талантом и писать художественные / публицистические произведения. Конечно, не должен. Речь идёт не о литературном творчестве, а об умении (и желании) излагать свои мысли в письменной (да и в устной) форме. Ведь навык создания текстов — это элемент культуры. И что тогда славянская письменность, если не это умение?

***

Навык связной письменной речи вырабатывается в процессе обучения. Проблема же заключается в том, что сегодня школьников обучают писать тексты определённого типа по определённым образцам. Это обстоятельство в совокупности с отсутствием интереса к чтению приводит к неумению создавать тексты и к устойчивой нелюбви к ним. Трудно не согласиться с мнением литературоведа Андрея РАНЧИНА, который замечает, что жанр школьного сочинения по литературе «омертвел, превратившись в набор застывших клише».
И если сегодня словарный запас — это одно из мерил образованности, и многие, вероятно, им обладают, то умение «сложить слова» в текст — уже большая редкость. Слово и текст теперь очень не одно и то же.

Чтобы не быть голословной, приведу утрированный образец современного текста, который состоит из реальных («егэшных», но не только), вполне типичных конструкций с хорошо знакомыми многим пишущим словами. По иронии он «повествует» о проблемах речевой культуры:

Проблема наша состоит в том, что нет общей заинтересованности. Никто не хочет задуматься о правильности и эстетичности нашей речи... В этом тексте автор ясно описывает (хочет донести до читателей / пытается донести нам / поднимает / затрагивает) проблему русского языка в современном нынешнем обществе. Именно эту проблему поднимает автор в этом произведении (в данном тексте)...

Данный текст повествует нам о том, что... В общении со сверстниками, с коллегами мы часто употребляем в своей речи слова, которые не несут в себе никакой информации. В нашей речи множество штампов, которые отравляют диалог, не несут важной для нас информации, отягощают разговор. Слова, казалось бы, очень простая вещь, но могут нести совершенно различное значение.

Последнее время в наш язык очень плотно вошло сквернословие, которое проникло даже в литературу, тем самым разрушая язык.

У всех нас должна быть любовь к своему родному языку. Также мы знаем, что слова связаны с душой... Также автор презирает «пустопорожних говорунов»... Также зачастую можно слышать многочисленные примеры смешения паронимов... Также есть сайты, где людям изначально дают неверную информацию...

Мнение автора однозначно и оно ярко прослеживается в данной статье.

Мы так много говорим о значимости языка и о необходимости его беречь. А может быть, нужно просто выработать привычку писать?

Екатерина КУДРЯВЦЕВА, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК

Похожие материалы