Обложка

Читать под бомбами

Вы представляете себе картину: по окопам идёт библиотекарь и раздаёт солдатам книги, а они читают их между боями? Как-то никогда мы не задумывались об этом, а так было, о чём рассказала Ольга Борисовна Нифантьева на заседании литературного клуба «Высокий берег». Сегодня — День библиотек, и некоторые данные из этого доклада мы считаем уместным привести.
  • На передовой существовали дивизионные, полковые и даже ротные библиотеки.
  • Библиотекари в вещмешках приносили на отдалённые участки фронта заказанные бойцами книги, но не всегда находили своих читателей в живых. Да и сам книгоноша мог оказаться раненым или погибнуть.
  • В Сталинграде в дивизии генерала Родимцева работали 26 библиотекарей.
  • Стремительный захват территории Украины практически не позволил вывезти книжные фонды большинства библиотек. В таких обстоятельствах большую личную инициативу, мужество и самообладание проявили библиотечные работники, спасая фонды. Заведующая Краматорской городской библиотекой Мария Фёдоровна Фесенко сумела спрятать 147 самых ценных книг. Харьковский библиотекарь А. Борщ закопала в железном ящике старинные альбомы итальянских архитекторов, образцы которых имелись только в Лувре, первые издания Коперника и Ломоносова. Два года всё это пролежало в земле, но было сохранено.
  • Ради спасения книг библиотекари рисковали жизнью. Вот объявление в захваченном Старобельске Ворошиловградской области (ныне Луганская народная республика): «Населению города приказываю немедленно сдать все большевистские листовки и вообще весь пропагандистский большевистский материал, затем немецкое и всякое другое оружие. Кто не выполнит этого распоряжения, будет расстрелян». Каково — оружие на втором месте!
На оккупированной территории СССР было уничтожено более 100 млн изданий.
  • Через неделю после Сталинградской битвы ЦК ВКП(б) принимает Постановление о создании государственного книжного фонда. Страна объявила о трудовом призыве на восстановление библиотек, обязала издательства и типографии изыскать возможности увеличить число выпускаемых книг. Газеты публиковали обращения к народу провести «книжную мобилизацию». Библиотекари уходили в походы по сёлам с пустыми торбочками, возвращались с бесценным грузом. К концу войны собрали свыше 10 млн изданий. И «книжный голод» отступил.
  • В дни битвы за Москву жители прятались в метро. И на всех станциях районные и клубные библиотеки открыли свои филиалы. Создался даже постоянный читательский актив. Так, на ст. «Охотный ряд» за вечер выдавали 400–500 книг. Историческая публичная библиотека открыла на станции «Курская» литературно-художественную выставку, посвящённую Отечественной войне 1812 года.
  • В «Ленинке» 10 мая 1942 года открыт первый читальный зал для детей (пока родители были на работе, дежурстве ПВО и др.).
  • Нередко сотрудники библиотеки, возвращаясь из убежища, находили у дверей абонементного зала очередь читателей.
  • В Ленинграде работа библиотек продолжалась каждый день: без света, тепла, завёрнутые в одеяла и фуфайки, с лучинами и свечками, люди читали газеты, книги. Пешком ходили через весь Невский проспект до библиотеки.
  • Интересны и запросы того времени: «Почти каждый спрашивает записки Наполеона или партизанские дневники Дениса Давыдова. У юношества в большом почёте книги по аэродинамике, теории полёта, строительству моторов, истории авиации, артиллерийской науке».
  • Библиотеки были признаны стратегическим и даже секретным объектом. Дело в том, что библиотеки могли быть использованы в разведывательных целях. Так, эвакуированные в Куйбышев (ныне Самара) представители английской, американской, китайской, турецкой, чехословацкой, польской, монгольской, греческой и др. миссий по 8–10 часов просиживали в читальном зале областной библиотеки, проявляя интерес к подшивкам центральных и областных газет, к материалам о подъездных путях к Москве и Ленинграду. А ведь систематически следя за районной печатью, можно составить полное представление об экономике и других специальных вопросах по данному району. Так что рассматривался вопрос об ограничении доступа иностранцев в библиотеки.
  • В октябре 1941 года вышел приказ Наркомпроса РСФСР «О работе массовых библиотек в военное время», согласно которому библиотекари должны были «активно использовать книжные фонды для пропаганды знаний, необходимых населению для защиты социалистического Отечества». Им вменялось в обязанность систематически проводить политические информации о боевых подвигах воинов Красной Армии, о трудовом героизме народа, подбирая соответствующую литературу, помогать трудящимся овладевать новыми производственными профессиями.

Читайте книги!

Библиотекари, библиотекари,
Нашей души доктора и аптекари!

Чёрная буква на белом пространстве листа,
Чёткая фраза в бескрайнем вихрении текста…
Выкройте время, найдите укромное место,
Чтобы хорошую книгу в тиши почитать.

Сядьте удобнее в кресле любимом своём,
Кончиком пальцев легонько коснитесь страницы,
В мир зачарованный медленно дверь отворится,
Так, наслаждаясь, живите и чувствуйте в нём!

Нежно любите, страдайте, измены терпя,
Вслед за героем сквозь воду и пламя идите,
Мыслей своих отраженье в романе ловите,
Плачьте, над чьей-то сгоревшей любовью скорбя!

Слёз не стыдитесь — они омовенье души,
Искренних чувств проявленье никто не осудит.
Может быть, новая книга счастливее будет…
Вам предстоит много жизней счастливых прожить!

2000 г, май
Людмила АБРАМОВА

Похожие материалы