К чему готовиться


В нашем университете онлайн-лекцию «Будущее работы: трансформация рынка труда, к чему готовиться» прочёл Дмитрий СУДАКОВ,
руководитель проекта «Атлас новых профессий», ведущий образовательных программ (Московская школа управления «СКОЛКОВО», Агентство стратегических инициатив), ведущий эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (SkillsTechnologyForesight).

14 тезисов, которые мы услышали на лекции

1) 90% школьников не понимают, кем быть. До 60% выпускников вузов не работают по специальности (или бросают до выпуска).

2) Ни одна крупная компания сегодня не способна сказать, сколько и каких специалистов ей потребуется через 10-15 лет. Горизонт планирования схлопнулся до трёх лет.

3) Человечество никогда раньше не жило в ситуации, когда жизненный цикл профессии короче, чем жизненный цикл профессионала. Если раньше можно было получить профессию и работать до пенсии, то сейчас не так.

4) Раньше «ассортимент» профессий был понятен. Сейчас новые профессии возникают каждый год. Сориентироваться в этом сложно.

5) Один из факторов, определяющих будущее, — цифровизация. Мы живём в мире, в котором можно найти любую информацию. Но она действительно может быть любой (Земля — плоская, пандемия — заговор рептилоидов). Цифровизация должна развивать в нас критическое мышление. Каждый раз нужно задавать себе вопрос: почему я считаю правдой то, что сейчас выдал поисковик?

6) По оценкам учёных, около 50% профессий можно автоматизировать в ближайшие 15-20 лет. Автоматизация может стать социальной проблемой, но это не происходит внезапно.

7) Можно выделить две зоны роста занятости: это зона низкоквалифицированного труда (например, разметчик больших данных, сборщик заказов для сервисов доставки продуктов) и зона нестандартных, творческих, инженерных профессий — пока непонятно, как автоматизировать эту работу.

Надпрофессиональные навыки

Надпрофессиональные навыки

8) Растущие секторы занятости: новые технологии (с одной стороны, это востребовано, с другой — там требуется мало специалистов, только лучшие из лучших), человекоцентрированные сервисы (психотерапевты, визажисты и др.), виртуальная экономика (производство впечатлений в онлайн-мире — блогеры, стримеры), творческие индустрии, экономика эко-восстановления.

9) Программисты — это новые экономисты. Среди выпускников вузов, не работающих по специальности, больше всего экономистов. У программистов тоже будет такая история. Это парадоксально: им будет всё тяжелее находить работу. Потому что нужны только лучшие. Идти в эту профессию имеет смысл, если вы намерены стать лучшим.

10) Базовые навыки XXI века:

– управление вниманием, концентрация, осознанность;

– эмоциональная грамотность;

– цифровая грамотность;

– творчество, креативность;

– экологическое мышление;

– кросскультурность;

– способность к [до-, само-, пере-, раз-] учению.

11) Единственный способ учиться — это ошибаться. Если мы не ошибаемся, то мы копируем, делаем что угодно, но только не обучаемся.

12) Старая модель компетенций, которая делит навыки на «мягкие» и технические, не подходит XXI веку. В ядре новой модели мы должны разместить навыки, которые не изменятся — экзистенциальные и метанавыки. Вы мечтательны или любите покопаться в деталях? Медлительны или нет? Любите спринтерский режим работы или готовы неспешно бежать марафоны? Это не значит, что одни люди нужны, а другие нет. Это значит, что они нужны в разных ситуациях. Следующий слой — кроссконтекстные навыки (т.е. они могут быть употреблены в разных контекстах). Это те самые soft skills, но не только они. В каком другом контексте я смогу употребить то, что хорошо умею делать? Соответственно, чем больше этот слой, тем меньше потрясений, связанных со сменой работы. И поверх этого слоя нужно наращивать третий — контекстные, специализированные навыки.

13) Что можно сделать уже сейчас, готовясь к будущему? Существует несколько ключевых принципов. Первый — это скромность. Не надо делать вид, что ты знаешь, что будет в будущем. Второй важный принцип — совместность. Мы вместе движемся в будущее и построить его можем только совместно. Третий принцип — доверие.

14) Что нас ждёт? Переход к логике машины, едущей по рельсам, которые укладывает перед собой. Эти рельсы никто, кроме нас, не уложит, делать это нужно самостоятельно.

Лекцию внимательно слушала Анна ГЛУШКОВА
Мы также взяли интервью у Дмитрия Судакова. Читайте в следующем номере УЖ.