Будущее своими умами

В сентябре в СФУ побывал руководитель проекта «Атлас новых профессий», ведущий образовательных программ (Московская школа управления «СКОЛКОВО», Агентство стратегических инициатив), ведущий эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (Skills Technology Foresight) Дмитрий СУДАКОВ.

«Атлас новых профессий» называют ещё интеллектуальной провокацией, направленной в первую очередь на подростков, ведь им предстоит работать в будущем. Альманах перспективных отраслей и профессий написан доступным языком и высвечивает перспективу на ближайшие 15–20 лет. Самая первая редакция появилась в 2014 году.

— Нашему атласу уже семь с половиной лет, за это время он немного заматерел, и третья редакция почти в два раза больше, чем первая, — рассказывает Дмитрий Судаков. — Было много скепсиса, а переломной точкой стал 2017 год, когда люди неожиданно начали замечать, что вещи, о которых мы писали в 2014 году, становятся явью.

Печально, что многие плохо думают о будущем, невнимательно и узко. Всегда привожу в пример свою историю. После школы я хотел поступить в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики. На дне открытых дверей о факультете рассказывали молодые ребята с горящими глазами, и мне безумно понравилось всё, что я услышал. По возвращении сказал родителям (они оба инженеры): «Буду учиться на программиста». Что тут началось! В один голос твердили: «В программисты? Да ты никогда не сможешь зарабатывать на этом деньги!». То есть в 1994 году они не видели перспективности профессии. В итоге я пошёл в экономисты, потому что в 90-е годы все думали, что за этим будущее. Ещё в процессе учёбы начал искать работу и понял, что на этом рынке огромная конкуренция (правда, потом всё же нашёл, видно, был неплохим экономистом).

Что характерно, сегодня такой же миф про программистов, дескать, это суперперспективная профессия. А у меня в этой среде много знакомых безработных. Выясняется, что большая часть того, о чём мы пишем в атласе, в той или иной форме уже существует. Когда мы начинали работу над изданием, многого ещё не было в России, но активно зарождалось за рубежом: 3D-цифровые модели в строительстве, биоинформатика и многое другое. Например, мы писали про BIM-менеджера, который строит информационную модель здания — сегодня это супервостребованный профессионал, а ещё позавчера тема казалась экзотикой.

— Допустим, молодой человек видит в атласе профессию «экопроповедник» или «медиаполицейский», а дальше ему что делать, где этому учиться? Как вообще профессии будущего соотносятся с номенклатурой специальностей российских образовательных учреждений?

— Уже появляются такие программы в частных школах. Пример — сити-фермерство — выращивание продукции не на сельскохозяйственных землях, а в условиях города — на крышах зданий, на вертикальных фермах. Это сегодня есть в нашей стране. Известны и государственные вузы, которые начинают открывать подобные программы: МГУ, МГТУ, ДВФУ, ГУАП (специальности в области робототехники, инженерных компетенций и др.).

Например, в Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова существуют программы, связанные с биоинформатикой и клинической фармакологией. Там же открыли подготовку по специальности «Сетевой врач» (она была у нас в первой редакции атласа); это терапевт, который ставит диагнозы удалённо.

Новое уже проступает, но надо иметь в виду, что вуз — это не про профессию, это не готовая дорога, которая приведёт тебя в желаемое будущее. Университет даёт фундаментальные знания, которые потом могут преломиться в конкретной сфере деятельности. Большая проблема молодёжи в том, что она верит: поступив в вуз и выучившись, станешь профессионалом. А в итоге оказывается, что рынок труда не ждёт выпускника с распростёртыми объятиями, вот в чём проблема.

Нет проложенных рельсов, потому что новое появляется быстрее, чем меняются вузы. И никогда вузы за этими изменениями успевать не будут. Ты должен взять свою судьбу в собственные руки и понимать, что в университете тебе дают некое лего, из которого ты собираешь себя в будущем.

— Атлас — это проектирование или прогноз?

— Часто наш продукт называют атласом профессий будущего. Правильно всё же — новых профессий, потому что мы говорим про перспективу, а не про далёкое будущее; расставляем некие точки на карте времени, за которые можно цепляться и к ним идти. Это форсайт.

А ценность прогнозов невысока. Ни один прогноз не говорил, что в 2020 году грянет пандемия. Ни один не подсказал, что в 2007 году произойдёт кризис с ипотечными займами на рынке США, который приведёт к колоссальному мировому кризису 2007-2008 годов. И выясняется, что единственный честный способ работы с будущим — создание этого самого будущего.

Я всегда говорю, что атлас новых профессий — это декларация о намерениях. Команда атласа договорилась с партнёрами о будущем, которое мы создаём вместе. Собираем людей из различных индустрий и ведём структурированный разговор: что ждёт, например, строительную отрасль, или индустрию туризма и т.д. В команде кто-то занимается законодательными историями, потому что требуется поменять некоторые законы; кто-то образованием, а кто-то бизнесом.

— Дизайнер умной рекламы, инфостилист, программист электронных рецептов одежды. Можно ли это считать именно профессией, а не сферой применения своих навыков? Какие профессии из спроектированных за эти годы действительно вошли в жизнь?

— Здесь важно понимать, что такое профессия. Например, исходя из законодательства, профессии имиджмейкера нет. Но зато есть профессия мездрильщик шкур. Существует официальный «Общероссийский классификатор занятий» (ОКЗ), и всё, что в нём есть, — это профессия, а чего нет — не профессия. Так вот, процентов восемьдесят из того, о чём мы пишем в атласе, уже так или иначе существует. От сити-фермеров, которые уже зарабатывают деньги, делают стартапы, платят налоги, до самых футуристических. Например, космобиолог. Наверняка многие представили папу Алисы Селезнёвой (главная героиня цикла детских фантастических книг Кира БУЛЫЧЁВА — прим. ред.) — директора КосмоЗоо. Такого космобиолога, конечно, нет в реальности, мы не нашли пока инопланетных животных. Однако космобиология в другую сторону уже работает: если мы хотим, чтобы космонавты нормально жили на орбите, они должны уметь выращивать растения в условиях невесомости, а это непросто. К тому же на человека как на биологический объект в космосе влияет множество факторов, и всё это нужно исследовать. Я знаю двух космобиологов — один работает в Калужской области, второй в Санкт-Петербурге. Это реальные люди, которые проводят исследования, а в трудовых книжках у них написано непонятно что. Это многодисциплинарная деятельность, и она очень интересная! Ни в одном вузе сегодня нет факультета космической биологии, но стать таким специалистом можно, эта деятельность существует и востребована.

У нас нет задачи освежить ОКЗ. Но если вести речь про некую миссию, то как руководитель проекта я ставлю задачу — взбудоражить ребёнка, показать ему, каким может быть будущее. Можно мечтать стать космобиологом и выстраивать туда свой путь; мечтать стать IT-генетиком и т.д.

С начала пандемии меньше чем за год было создано пять разных вакцин! Это произошло благодаря IT-генетикам. Они строили цифровые модели РНК-вируса и разбирались с тем, как построить штуку, которая его грохнет.

Обо всём можно мечтать! А наша задача — разглядеть и подсветить, заразить идеей, чтобы человек увидел это будущее, зацепился за него. Сегодня в атласе 28 отраслей — от промышленности, робототехники, наземного, воздушного и водного транспорта до туризма, медицины, образования, спорта. Везде появляются новые профессии.

Один мой приятель, начитавшись атласа, в какой-то момент решил стать тренером творческих состояний. Учиться такой профессии негде. Набрал себе курсов про это. Много читал, освоил техники, вышел на рынок и сказал: «Я тренер творческих состояний, про меня в атласе написано». Ему было непросто сначала, потом он собрал вокруг себя единомышленников. И на наших глазах сложилась новая деятельность. Они договариваются с компаниями, продают свои услуги как тренеры.

По себе знаю: когда тебе что-то суперинтересно, ты найдёшь способ к этому прорваться. У меня любимая история — книга, которую написал канадский астронавт Крис Хэдфилд «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему меня научили 4000 часов на орбите». Крис рассказывает о себе. В 1969 году он, как и миллионы других людей, наблюдал за высадкой американцев на Луну. Это событие так потрясло, что он сказал: «Я хочу стать астронавтом!». В то время в Канаде даже не было таких программ. Но он стал искать пути. Задавался вопросом, а что бы условно посоветовал ему будущий «я астронавт»? Подольше поваляться в кровати или встать пораньше и заняться спортом? Посидеть перед теликом с чипсами или поесть яблоко с сельдереем? Что бы он читал, изучал? И когда появилась космическая программа в Канаде, Крис был готов к полёту и стал одним из первых канадских астронавтов. Отсутствие готовых рельсов не означает отсутствие возможностей. Напротив, кто эту возможность видит — оказывается впереди.

— 28 профессиональных областей в последнем атласе — это 100% всей современной экономики России?

— Нет, конечно, мы скорее старались показать разные изменения. Мне любят задавать вопрос про пять самых крутых профессий будущего. У нас в атласе их 350, и я их все люблю. Есть совершенно новые истории, прямо свежак. Как нейронет, который выделен как отдельная отрасль в третьей редакции нашего атласа. К примеру, у нас была панельная дискуссия в онлайн, и гость — преподаватель русского языка и литературы, победитель конкурса «Учитель года» в номинации «Цифровой учитель». Когда она рассказала, как проводит уроки литературы с ребятами, я понял — это чистый космос! Они снимают видео, делают ГИФ-анимацию, пишут резюме выпускникам Царскосельского лицея. Это совершенно другой учитель и другие компетенции.

Когда мы столкнулись с ситуацией марта-апреля 2020 года, оказалось, что некоторые учителя с тридцатилетним стажем не могут отладить звук в зуме. Это говорит, полагаю, о профессиональной непригодности по отношению к требованиям XXI века. Бессмысленно надувать щёки и заявлять о своём стаже — мир поменялся!

Видов и инструментов деятельности будет всё больше, их надо быстро осваивать. Цикл болезненных изменений неизбежен. Боль чувствуется именно потому, что оно «затекло», наше образование...

— А есть незыблемые профессии, с которыми ничего не будет? Судья, адвокат, парикмахер, повар…

— Всё меняется. Это хорошо видно на современных рабочих профессиях. Современный токарь от токаря 30 лет назад отличается как небо от земли. Или фрезировщик. Это программист, который пишет инструкцию для станка с ЧПУ, а дальше всё делает робот. Поменяется многое. К судье на помощь придут нейросети. У повара уже сегодня кардинально изменился инструментарий, он по-другому готовит.

Мне рассказали, что в Красноярске есть гастроархеолог. Человек ушёл из научного института, раскапывает старинные рецепты и пытается их воссоздать. Во-первых, это интересно, во-вторых — это может быть востребовано и продано.

Хороший повар сегодня — это не просто человек, который готовит еду. Допустим, в «Макдональдсе» высочайший уровень автоматизации, и он будет расти. Повар там — что-то инженерно-айтишное, он умеет обслуживать, чинить технику. А повар в ресторане высокой кухни — творец-художник, он должен позаботиться, чтобы блюдо было визуально красиво, интересно-вкусно, легенду ему придумать. Молекулярная кухня — вообще отдельная история. Вот и выясняется, что вечное видоизменяется.

— Вы подчёркиваете в атласе большую значимость надпрофессиональных навыков. Без каких из них нельзя уже сегодня? И становятся ли они важнее профессии?

— Раньше у нас был мир профессий, для которого, образно выражаясь, хватало одной руки, поэтому мы эту одну руку и развивали. Это те самые профессиональные навыки, называемые hard skills. И тут мир стал настолько сложным, что потребовалась вторая рука, а мы не знаем, как ею пользоваться. Перед системой образования встал новый вызов — как натренировать руку, которой не было.

Если говорить про конкретные навыки — они разные в зависимости от деятельности. Например, где-то можно обойтись без командной работы и эмоционального интеллекта. Кто-то не работает в проектной логике, а вполне себя уютно чувствует в процессной работе. Ради бога! Без каких навыков будет сложно? Во-первых, это умение управлять собственным вниманием. Во-вторых — базовые цифровые компетенции. В-третьих — креативность, творческое мышление. Всё меньше будет достойной работы, связанной с рутинной деятельностью. И наоборот: больше дешёвой рутины — курьеры, сборщики еды в Сбермаркете, таксисты, разметчики данных для искусственного интеллекта.

Все хорошие специалисты могут спать спокойно, и неважно, кто ты — айтишник, повар, педагог или юрист. Любой классный специалист всё время учится, развивается. И наш атлас про то, чтобы развиваться в любой из этих областей.

— Профессионалы будущего — это узкие точечные специалисты?

— Точно не широкополосные! Мы из мира массовой одинаковости переходим в мир массовой уникальности. Люди начинают себя позиционировать по-разному: кто-то специалист по продвижению в Инстаграме, но не специалист по продвижению в Фейсбуке или Вконтакте и прочее.

— А подготовка к такой точечной работе более простая или сложная? Знаний и навыков требуется больше или меньше?

— Пока нет готовых решений в образовании. Оно заточено под армии одинаковых людей, а нам потребуются армии разных людей. Поэтому актуален разговор про индивидуальные образовательные траектории, а с этим пока проблема.

— Кому ещё надо паковать чемоданы? Кто аутсайдеры рынка труда?

— Могут остаться без работы кассиры, банковские операционисты, турагенты, специалисты колл-центров, дознаватели, представители некоторых рабочих профессий и др. Рутинный труд сильно автоматизируется. В Европе уже есть магазины, где современные линии самообслуживания и нет персонала. И зачем нужен человек в окошке банка, если есть онлайн-банк?

Человек, который занимается ежедневно однотипной деятельностью (ещё хуже, если это умственный труд), находится под серьёзной угрозой вытеснения его технологическими решениями. Если ты каждый день перемещаешь циферки из одного столбца в другой — ты под угрозой.

Но что значит паковать чемоданы? Сегодня в России до двух миллионов бухгалтеров. Почему так? Случились 90-е, начали открываться бизнесы. А сегодня один бухгалтер может обслуживать несколько организаций и чувствовать себя комфортно. Бухгалтеры не исчезнут как вид, они будут нужны всегда, но их потребуется существенно меньше.

— Профессиональный и карьерный рост — это разные траектории. Сейчас люди озабочены скорее карьерой. Это соответствует трендам профессий будущего или идёт совсем в другую сторону?

— Мы строим мир, в котором человек, если он профессионально растёт, получает массу возможностей зарабатывать всё больше денег.

— Если бы вы были школьником и выбирали профессию сейчас — на чём бы остановились?

— В 2021 году я бы точно пошёл в лингвистику, мне нравятся языки и все невероятные чудеса, с ними связанные. Но я выбрал бы лингвистику плюс IT. Речь об обучении умных голосовых помощников — Марусь, Алис и прочих. Они пока туповатые, их нужно научить распознавать, например, эмоцию, разговаривать, характеры собирать, а это лингвистическая задача. Это невероятно интересно и супервостребовано!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы