Видеть скрытые смыслы

Знает ли современная женщина, как сказать «Я вас не люблю» и при этом не произнести ни слова? Пожалуй, сделать это ей будет затруднительно. Даже если начать «хлопотать лицом», мимика может быть истолкована совершенно не так, как ей того хотелось бы. А вот в XVIII веке дамы знали, что для этого нужно всего лишь держать в правой руке сложенный веер, направленный в сторону. На символическом языке бальных предметов это и означало «я вас не люблю».

Представляем вашему вниманию монографию доктора исторических наук, профессора кафедры истории России Гуманитарного института Л.В. БЕЛГОРОДСКОЙ «Смыслы и скрытые подтексты визуальных исторических источников». В работе исследуется понятие визуальной антропологии в контексте исторического знания и методика преподавания этой дисциплины.

— Людмила Вениаминовна, название вашей монографии звучит интригующе. Можно ли сказать, что предмет вашего исследования лежит в плоскости психологии исторических образов?

— В последнее десятилетие в России получила импульс к развитию вспомогательная историческая дисциплина, называемая либо на французский манер «имагология», либо на английский лад «имиджелогия». Происхождение названия связано со словом image — образ, отражение. Это наука о взаимовосприятии народами друг друга, механизмах формирования внешнеполитических стереотипов, причинах смены тех или иных этнических характеристик. В литературе встречается и такое определение предмета науки: историко-социологическая дисциплина, изучающая образы, особенности видения и восприятия явлений.

— Человек видит и описывает окружающий мир из ощущения себя, именно поэтому мир в описании всегда субъективен. Как решается этот вопрос в воссоздании достоверной исторической действительности?

— Проблемы «отражённой действительности», исторических образов страны, народа волнуют представителей многих гуманитарных дисциплин. Изучение «взгляда со стороны» во многих отношениях плодотворно для учёных, для изучения объективного исторического прошлого и постижения современных тенденций историографии. Я считаю, что взгляд иностранного наблюдателя обладает особой зоркостью, потому что фиксирует внимание на том, на что зачастую не обращают внимания соотечественники. Иностранцы в своих визуализациях и высказываниях не связаны цензурой, традициями, внутренними стереотипами страны — объекта анализа. «Вненаходимость» субъекта познания может играть положительную роль. Информация в отечественных изданиях часто бывает неосознанно искажена этническими стереотипными представлениями, имеющими архаичные корни.

— А как выстроить обучение анализу визуальных образов прошлого в современной высшей школе?

— Во-первых, сегодня рассматривается компетентностный подход к обучению будущего специалиста, когда на место знаниевой модели высшей школы приходит концепция постоянного практико-ориентированного обучения в течение всей жизни.

Среди разнообразных попыток дать определение понятия «знание» мы отходим от привычного толкования «информация, ставшая достоянием памяти». Более точно: «информация, ставшая достоянием памяти, реализованная в практических действиях».

Во-вторых, в современных условиях ведущим трендом развития гуманитарного знания является полидисциплинарный подход, когда обучение проходит на поле нескольких научных дисциплин — истории, искусствоведения, культурологии, имагологии и педагогики высшей школы.

Среди зарубежных музеев большой интерес для историков представляют музеи русского искусства, Особо выделяется американский музей Хиллвуд (Вашингтон), в котором прекрасно представлены, научно изучены и атрибутированы произведения отечественной культуры. Музей открылся согласно завещанию американской предпринимательницы Марджори Мэриуэзер Пост (1887–1973 гг.). Она купила Хиллвуд, разместила здесь богатейшую коллекцию в реконструированном 36-комнатном особняке. Дополнительно были построены здания для библиотеки, архива. Хозяйка распорядилась сложить в имении бревенчатую русскую дачу, разбить прекрасный парк. В доме проходили блестящие балы, приёмы, праздники; частыми гостями были русские дипломаты.

— Какими ещё профессиональными компетенциями должен владеть специалист, закончивший вуз?

— В современном мире гуманитарий должен владеть менеджерскими навыками, уметь презентовать артобъект, исторический источник, организовать презентацию книги, альбома, подготовить историко-культурную выставку. Новые технологии историко-культурной выставочной деятельности также рассмотрены в монографии.

***

В книге доступно и занимательно на примере экспонатов из музеев всего мира продемонстрировано, как исторический объект становится не просто иллюстративным материалом, а предметом исследования различных аспектов содержания эпохи. В результате рассказ о потенциале художественных и документальных визуальных материалов в историческом контексте читается как интересное повествование и будет полезен не только гуманитариям. Мы обогатим свои впечатления от произведений искусства, предметов истории, если научимся видеть и читать их смыслы и скрытые подтексты.

Специалисты найдут в монографии ценный для себя материал о методике исследования информационного потенциала визуальных источников, анализ алгоритма обучения бакалавров и магистрантов приёмам и методам исследования изобразительных источников.

В планах автора и коллег по кафедре — открытие магистерской программы «Визуальная история России».
Екатерина МАЛАХОВСКАЯ

Похожие материалы