Проект — у каждого в голове!

«На самом деле у каждого в голове есть и проблема, и решение, но не каждый понимает, что это уже почти готовый проект», — говорит начальник отдела студенческих проектов и объединений СФУ Юлия ЛОПАТКИНА. Увидеть этот проект, доработать и выиграть грант на его реализацию студентам помогут в Проектной мастерской, которая недавно начала работу в СФУ.

— Юлия, что такое проектная мастерская и для чего она создана?

— Это площадка для студентов СФУ (а в перспективе — и для преподавателей), главная цель которой состоит в развитии проектного мышления. Наша мастерская включает в себя образовательные блоки, лекции и мастер-классы по проектной грамотности. А кроме того, мы преследуем ещё одну важная цель — создание комьюнити активных студентов, которые могут включиться в проекты друг друга. Недавно у нас состоялись первые мастер-классы, и мы на практике увидели, что есть ребята с интересными идеями, которые нуждаются в единомышленниках. На Проектной мастерской они знакомятся, обсуждают идеи, генерируют новые, образуют команды, совместно работают.

— Есть конкретные примеры: что предлагают ребята?

— На самом деле мы довольны активностью студентов: на Проектную мастерскую зарегистрировались 46 человек, из них два образовательных блока прошли 23 человека. Это хороший результат. Примерно половина из них — первокурсники, и они предлагают важные и интересные идеи проектов про экологию, про осознанное потребление. Есть классный проект под названием «Горение», про эмоциональное выгорание: ребята хотят организовать выставку с интерактивными терапевтическими площадками, куда каждый человек может прийти и оставить там свои переживания. Интересный проект про развитие лидерских качеств и soft skills предложил студент из ИНиГ, это вариант конкурса «Студент года», но в конкретном институте и с образовательной составляющей. А одна из участниц проектной мастерской увлекается историей и хочет реализовать масштабный проект — исторический фестиваль. Для меня самой было приятным удивлением, насколько осознанные и масштабные идеи предлагают наши студенты. Это очень вдохновляет.

— Что входит в образовательную программу Проектной мастерской?

— Здесь интересная история. Наша Проектная мастерская ведь сама выросла из проекта. Его мы написали летом и подали на грантовый конкурс «Территория Красноярский край». Мы не получили финансовой поддержки, зато городской молодёжный центр «Вектор» поддержал нас административно. Ребята из «Вектора» как раз специализируются на проектной деятельности и с удовольствием провели мастер-классы для наших студентов. Они, кстати, хвалили участников мастерской и отмечали, что редко видят таких ребят с горящими глазами, как у нас.

Первый образовательный модуль был посвящён знакомству с самим понятием проектного мышления, а во втором модуле мы говорили о целях, задачах, методах, целевой аудитории и ресурсах. От себя я добавила ещё блок о генерации идей. Это моё хобби, и я поделилась с ребятами некоторыми упражнениями для развития креативного мышления. Кроме того, у нас было достаточно много практики, работы в командах.

Впереди ещё один образовательный модуль по управлению проектами. На мой взгляд, это самый сложный этап работы, когда от идеи ты переходишь к реализации, и нужно уметь правильно распределять задачи в команде, учитывать риски и быстро принимать решения, если что-то пошло не так.

— Участие в Проектной мастерской ограничено по времени?

— Пока открытый вопрос. Я думаю, что необходимо ставить какие-то временные ограничения (сессия первая, сессия вторая и так далее). Но коллеги считают, что Проектная мастерская — как живой организм, действует круглый год, и присоединиться можно на любом этапе. Мы ещё в процессе обсуждения, пока остановились на том, что к концу полугодия, в декабре, планируем провести традиционный университетский грантовый конкурс. И это будет своеобразный выпускной для участников Проектной мастерской, но пока все в разработке.

— На конкурс представят проекты, которые сейчас разрабатывают в мастерской?

— Не только, появятся и новые проекты. Ведь есть студенты, которые только что присоединились или присоединятся позже, и у них тоже будут свои проекты. Сейчас мы ждём результатов городского конкурса проектов «Территория Красноярский край», куда подавали заявки наши участники, чтобы узнать, поддержали ли их проекты. Кстати, это тоже одна из наших задач — подбирать максимально подходящие им конкурсы. Например, у некоторых ребят есть проекты, на реализацию которых нужно порядка 500 000 рублей, и это уже грантовый конкурс Росмолодёжи. Наша задача увидеть это и направить.

— Как можно присоединиться к Проектной мастерской?

— Нужно обратиться к куратору Анне ЛИХОУЗОВОЙ. Она специалист студенческих объединений и проектов и всегда радушно принимает ребят. Можно лично или через соцсети Проектной мастерской (https://vk.com/project_office_sfu).

— Вы говорили о том, что участие в мастерской могут принять не только студенты, но в перспективе и преподаватели.

— Да, потому что есть грантовые конкурсы, для которых важно совместное участие преподавателей и студентов. Моя идея фикс — добиться того, чтобы как можно больше студентов и преподавателей вместе работали над проектами. Преподаватель может быть наставником, членом проектной команды, помогать непосредственно реализовывать проект. Я вижу инициативных коллег, заместителей директоров по воспитательной работе, которые горят своим делом, и думаю, что у них есть реальные идеи, которые возможно воплотить в жизнь. Хочется, чтобы они тоже были включены в проектную работу.

— Кроме проведения Проектной мастерской, какие ещё планы у вашего отдела?

— Отдел занимается ещё и студенческими объединениями. Они сильно отличаются друг от друга, к каждому нужен свой подход. Сейчас мы знакомимся с каждым, прорабатываем проблемные зоны, обозначаем точки роста и планы на будущее. В планах — большой хороший форум для студентов-активистов, где они смогут рассказать о своих студенческих объединениях и познакомиться с другими, ведь пандемийный год всех выбил из колеи. Уже известно, что одну из площадок форума организует студенческое объединение «Штаб развития кампуса». У ребят возникла идея провести круглый стол и попытаться найти ответ на вопрос: «Коворкинги для студентов: нужны или нет?». Принято говорить, что нужны, но по факту они пустуют. Попробуем разобраться.

Если быть до конца честной, то направление по работе со студенческими объединениями пока функционирует не так, как мне бы хотелось. Мы просто не успеваем охватить всех и уделить всем должное внимание. Сейчас работа со студенческими объединениями ведётся точечно.

Ещё одно направление нашей работы — поддержка лидеров и талантов. Одно из самых ярких событий здесь — региональный этап конкурса «Студент года». Нам удалось собрать всех участников из СФУ и провести для них полезные мастер-классы: Никита ИНШАКОВ из Центра студенческой культуры СФУ рассказал о самопрезентации, мы провели образовательный мастер-класс для ребят, которые принимали участие в номинации «Научный слэм». Постарались максимально подготовить наших студентов и приехали поддержать их на сам конкурс. Для меня было гордостью слушать о достижениях ребят, потому что они действительно достойны победы.

Знакомьтесь!

Юлия Лопаткина стала начальником отдела студенческих объединений и проектов СФУ в июне этого года. Юлия — выпускница Юридического института СФУ (направление — «Социальная работа»). «По специальности я социальный работник, но нас обучали с уклоном на работу с молодёжью, и за это хочется сказать огромное спасибо, потому что в своей работе мне каждый день пригождаются эти знания», — рассказывает она. Сразу после окончания университета Юлия устроилась на работу в городской молодёжный центр «Зеркало», где занималась сопровождением и реализацией крупных городских проектов, а также вела собственные проекты. Одно из её достижений — организация конкурса «Голос Победы», где всего за год удалось увеличить количество участников со ста до 320 человек. Также Юлия участвовала в организации таких событий, как «Большие гонки» в Красноярске, музыкально-поэтический перформанс «Амфибрахий на траве».

Блиц

— Последняя прочитанная книжка

— «Важные годы» Мэг Джей о возрасте с 20 до 30 лет, который во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. Недавно начала читать книгу «Вторая жизнь Уве» Фредрика БАКМАНА, но много работы, никак не могу закончить.

— Любимое место в Красноярске.

— Я обожаю площадь перед БКЗ. Мне это напоминает маленькую Европу. А ещё люблю «Красивый берег», мне нравится бывать на природе (наверное, потому что много работаю с людьми и иногда хочется отдохнуть). Эти два места, пожалуй, дают мне силу.

— Любимый YouTube-канал.

— Практически не смотрю YouTube. Но из того, что мне иногда бывает интересно — интервью Ирины ШИХМАН.

— Любимая соцсеть.

— Instagram

— Ваше хобби.

— Я пеку торты, снимаю атмосферные видео на мобильный телефон и ещё я пою. Вокалом, можно сказать, занималась полупрофессионально: были и конкурсы, победы. Но, когда поступила в СФУ, встал выбор между творчеством и общественной деятельностью. Выбрала деятельность. А увлечение видео началось с работы в молодёжном центре, мне доверили снимать некоторые видео для Тик-Ток-канала, и одно из видео, которое я сняла, набрало 25 тысяч просмотров, это мой личный рекорд.

— Песня, которая в любой ситуации может поднять настроение.

— «Суперзвезда», Светлана ЛОБОДА. Я её фанатка!

— Место в мире, где мечтаете побывать.

— Турция, Каппадокия, мечтаю полетать там на воздушном шаре. А ещё проехать по деревянной дорожке вдоль побережья на Мальдивах.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы