Институт особого назначения

Год назад на базе СФУ по поручению губернатора Красноярского края создан Институт Севера и Арктики. Жители северных арктических территорий и в первую очередь коренные малочисленные народы Норильска, Таймыра могут получать здесь современное образование различных форматов: от очного до дистанционного. Институт нацелен также на обучение населения Севера Красноярского края — Эвенкии, Енисейского, Кежемского, Туруханского, Мотыгинского, Северо-Енисейского и Богучанского районов.

С 16 сентября обязанности директора ИСиА исполняет Василий НИКУЛЕНКОВ — доцент кафедры международного права ЮИ и кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Гуманитарного института СФУ, кандидат исторических наук. С 2014 года Василий Валентинович на базе Центра геополитики и международных отношений СФУ курировал работу молодёжных послов в рамках UArctic (это международная организация, объединяющая научно-исследовательские институты восьми арктических стран). Кроме того, он один из составителей сборника материалов по коренным малочисленным народам северной части Канады и США (2012 г.), организатор молодёжных конференций: Модель Арктического Совета, Модель ООН, ЮНЕСКО (2010 — 2018 гг.).

Миссия, задачи

— Василий Валентинович, сформирована ли уже программа развития института и какова его миссия?

— Программа ещё дорабатывается, но уже ясно, что Институт Севера и Арктики — это постоянно развивающееся научно-образовательное пространство. Занята довольно крупная ниша, которая сейчас наполняется содержанием.

Почему был создан институт? Я был причастен к написанию концепции ещё в 2018 году, когда на уровне Минобра и Правительства РФ уже остро стоял вопрос о повышении социально-экономического уровня и качества жизни малочисленных народов. А экономический уровень населения напрямую связан с уровнем образования. Отсюда задача — повышать квалификацию этих народов, давать им качественное среднее, высшее и дополнительное образование.

Сегодня уже весь мир понял, что необходимо сохранять традиции, самобытность культуры народов Арктики и Севера. Создана масса международных некоммерческих организаций: UArctic, Арктический совет — международная организация, где сейчас председательствует Россия, Международный форум «Арктический круг» (Arctic Circle); при ООН работает форум по проблемам малочисленных народов. То есть мир задал такой тренд, и мы не должны отставать. Те, кто проводит больше мероприятий, образовательных курсов для малочисленных народов, приобретают неформальные права на Арктику.

Миссия нашего института — обеспечить приоритетные позиции России в Арктике мягким влиянием, в том числе через образование и науку, через поддержку малочисленных народов.

Мы и конкуренты

— В России есть и другие вузы с «северным характером» — в Якутске, Мурманске, Санкт-Петербурге, Архангельске. Например, Мурманский арктический государственный университет — крупнейший и старейший вуз за Полярным кругом. Будем с ними конкурировать?

— Да, есть уже такие центры, причём с богатой историей. Но они нам не конкуренты, потому что Красноярский край — второй по площади регион России, и здесь проживает значительное количество малочисленных народов Севера — 16 222 человека, по данным последней переписи. К коренным малочисленным народам Красноярского края официально принадлежат 8 этнических групп: долганы, ненцы, эвенки, эвены, нганасаны, кеты, селькупы, чулымцы. Учёные и преподаватели СФУ имеют существенный задел в области северных и арктических исследований, связанных с климатом, экологией, спутниковым зондированием, информационными технологиями, социальным мониторингом, педагогическими инновациями, юридическим сопровождением, пищевыми технологиями для Севера и Арктики.

Так что мы с другими арктическими вузами просто партнёры и будем устанавливать и укреплять наши связи. А вот вопрос о конкуренции на международной арене стоит довольно остро.

На канале Совета Федерации «Вместе.рф» состоялся выпуск передачи, посвящённой арктическому туризму. В обсуждении приняли участие и.о. директора Института Севера и Арктики Сибирского федерального университета Василий Никуленков и заместитель директора по науке Института физической культуры, спорта и туризма СФУ Василий Грошев.

На канале Совета Федерации «Вместе.рф» состоялся выпуск передачи, посвящённой арктическому туризму. В обсуждении приняли участие и.о. директора Института Севера и Арктики Сибирского федерального университета Василий Никуленков и заместитель директора по науке Института физической культуры, спорта и туризма СФУ Василий Грошев.

— Не так давно Норильский индустриальный институт стал Заполярным государственным университетом им. Н.М. Федоровского. Почему бы не открыть «арктическое направление» и на его базе?

— Понятно, что этот вуз в зоне интересов и влияния «Норильского никеля», и там давно реализуются проекты Владимира ПОТАНИНА. Вуз работает в своей локальной зоне. Но мы намерены договариваться, чтобы какие-то услуги не дублировались. Заполярный университет ориентирован прежде всего на нужды предприятия-гиганта, крупнейшего производителя никеля и палладия в мире. Им нужно обучать ребят, которые там живут и пойдут работать на это предприятие.

У СФУ охват шире. Скажем, направление, связанное со строительством в условиях Севера (в связке с Инженерно-строительным институтом). Или тема «История и культура сибирской Арктики» на базе кафедры культурологии и искусствоведения, которую возглавляет Наталья Петровна КОПЦЕВА, также исполняющая обязанности руководителя по учебной деятельности ИСиА и директора Международной северной школы, доктор философских наук.

Вообще, много направлений для работы. Одна связь чего стоит, её зачастую на Севере просто нет! Требуется цифровая трансформация, дороги, необходимы обновления технологий в промышленно-гражданском строительстве. Или ещё пример: Институт экологии и географии СФУ разрабатывает темы, связанные с охотоведением и экологией, особенно актуальные на Севере. В партнёрстве с другими институтами СФУ они решают практические задачи, связанные с борьбой со снежными заносами на арктической автодороге, когда в условиях сильного ветра снегопад в Норильске и его окрестностях превращается в настоящую стихию, так что встают транспорт и предприятия. Это пример, когда пять институтов СФУ решают задачи для Норильска. Какая может быть конкуренция?

Думаю, СФУ как универсальная организация может в каждом своём институте, вплоть до Института гастрономии, найти компонент Арктики и предложить свои услуги.

Чему и как будут учить

— Как в настоящее время организован учебный процесс в ИСиА?

— Полноценный учебный год начнётся в следующем сентябре. Нынешней осенью набора на бакалавриат и в магистратуру не было. В структуре института в рамках госпрограммы поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сейчас идёт процесс регистрации на бесплатное обучение на информационно-образовательной платформе SNOWORD в дистанционном формате. Например, учащиеся 10-11 классов на этой платформе могут пройти онлайн-курсы и получить образование по программам довузовской подготовки, а студенты старших курсов и выпускники вузов — по программам дополнительного профессионального образования. В ближайшее время все образовательные программы нашего института будут иметь цифровые аналоги в виде системы электронных курсов.

— Окончательно ли сформирована структура института?

— Первоначально институт задумывался как научно-исследовательский, но потом группа разработчиков выбрала для него универсальную направленность. Научную роль сейчас выполняет кафедра северных и арктических исследований, куда поступают запросы от различных ведомств по развитию северных территорий. За обучение же отвечают две школы — Международная Северная школа (мост между средней школой и современным университетом — «северный рабфак», довузовская подготовка абитуриентов) и Международная бизнес-школа «Арктика» (повышение квалификации и переподготовка кадров по направлениям, связанным с развитием северных и арктических территорий).

21 сентября в Институте Севера и Арктики прошла ролевая деловая игра — модель заседания Арктического Совета

21 сентября в Институте Севера и Арктики прошла ролевая деловая игра — модель заседания Арктического Совета

— Рассчитываете в перспективе обучать абитуриентов из-за рубежа?

— Есть такие планы. СФУ — член UArctic, и мы будем продолжать наращивать взаимодействие, продвигать наши образовательные программы, в том числе для коренных малочисленных народов зарубежных стран.

— На какой основе — бюджетной или внебюджетной — будет в дальнейшем строиться обучение в институте?

— Что касается набора на бюджет, то предстоит большая переговорная работа в партнёрстве с министерством образования в рамках формирования предложений Красноярского края по корректировке проекта контрольных цифр приёма граждан для обучения в вузах на 2023/24 учебный год. Основная надежда всё же на решения краевого правительства, которые помогут компенсировать расходы на обучение по госзаданиям.

Если вести речь о внебюджетных программах, то они уже заявлены на сайте, и дело только за целевой аудиторией, готовой оплачивать обучение.

В магистратуру в следующем учебном году будет открыт набор на две платные образовательные программы: «Проектирование, строительство и эксплуатация зданий и сооружений в суровых природно-климатических условиях циркумполярного региона» и «История и культура сибирской Арктики» (по 15 мест на каждом направлении).

Для бакалавриата разработана программа обучения «Традиционная хозяйственная и художественная культура коренных малочисленных народов арктической зоны Российской Федерации (по направлению «Культурология»). Планируем заявить и вторую программу — «Общественная дипломатия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России» (на стыке политологии и публичной политики). В чём её актуальность? На федеральном уровне появилось такое веяние, как воспитание лидеров из коренных малочисленных народов. Международные северные организации ведут сейчас агрессивную закулисную борьбу за Арктику, и малочисленные народы Норвегии, США, Канады, Финляндии хорошо подкованы, собираются на съезды и прочее. Мы же пока не на таком высоком уровне.

В СФУ есть учебная программа для коренных малочисленных народов, направленная как раз на воспитание лидерских качеств. Она пока не апробирована, но было бы неплохо её запустить на бакалавриате. И Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) даже заявило о том, что намерено пригласить нас к сетевому взаимодействию северных вузов, чтобы такой проект реализовать.

Будущее обнадёживает

— Каким видите ИСиА лет через пять?

— К тому времени, мне кажется, должен быть максимальный охват нашими программами коренных малочисленных народов Севера. Вторая задача — зайти на международные форумы по коренным народам Арктики и делегировать туда подготовленных представителей малочисленных народов. Я бы в идеале видел представителей этих народов сотрудниками нашего института, а не только выпускниками.

Показатели трудоустройства выпускников по нашим специальностям должны достигнуть высокого уровня. Важно сохранить традиционные профессии, популяризировать их. Может быть, даже создать в нашем институте специальные клубы по профессиям (косторезное искусство, изготовление амулетов, традиционных музыкальных инструментов и т.д.), чтобы профессиональные навыки передавались из поколения в поколение, а представители этих профессий соревновались в мастерстве.

Далее, мы должны выйти на уровень таких взаимоотношений с правительством края, чтобы институт был местом, куда заказывали бы исследования перед тем, как принимать государственные решения относительно коренных народов Севера и Арктики. Вот пример: выделяют квоты на каждого представителя КМНС для охоты на северных оленей; а нужно этот процесс сопровождать научными исследованиями и знать, хватит ли животных, как они воспроизводятся, какова их численность.

Путь к директорству


— Василий Валентинович, и о вас. В биографии удивительно переплелись реклама, журналистика, история, педагогика...

— Я действительно заканчивал экономический факультет по специальности «реклама и связи с общественностью». В магистратуре уже выбрал направление «История» (писал диплом по истории Азии и Африки). В аспирантуре кандидатскую диссертацию защищал по специальности «Отечественная история» (научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Михаил Дмитриевич СЕВЕРЬЯНОВ). В 2012 году получил второе высшее образование, связанное с педагогикой (преподаватель высшей школы).

В течение жизни меня «преследуют» направления дипломатии, гражданственности, воспитания. Мне удалось привнести модель работы ООН в университет, и этот опыт оказался востребованным, особенно в период подготовки и проведения Универсиады. А ещё подготовил студентку СФУ к миссии официального посла Российской Федерации в UArctic, был одним из тренеров молодёжной делегации для участия в Саммите G20 в Вашингтоне (2012 г.), готовил делегацию ребят из Политехнического института на участие в деловой игре — Международная Московская Модель ООН в МГИМО (теперь Университет МИД РФ, 2013 г.), а студентка ПИ СФУ Татьяна ЗАВГОРОДНЕВА даже стала победителем конкурса на пост министра финансов в российской молодёжной делегации на Саммите G20, который прошёл в Германии в мае 2014 г.

— Несколько ваших статей посвящены теме российско-китайских взаимоотношений. После того как вы возглавили ИСиА, изменятся ли ваши интересы в сторону Севера?

— Скорее, буду сочетать, потому что Китай объявил себя приарктическим государством и в 2013 году получил статус наблюдателя при Арктическом совете.

— Будете писать докторскую?

— Буду. Научная карьера для меня важна. Но это позже. Сейчас важно организовать работу в институте. Для начала обозначить его визуально, внутри и снаружи.

Элементарно — вывеска должна появиться на здании, а то люди пока не могут нас найти (мы располагаемся на втором этаже в помещении физико-математической школы СФУ).

Содержательно нужно поработать, подумать, кто из красноярских исследователей Севера, наших земляков, может быть символом института, его лицом (в идеале сделать именную аудиторию). В перспективе хотелось бы создать при институте молодёжное движение, связанное с постоянной работой в Арктике по типу стройотрядов.

Ставлю перед собой задачу — привлекать сюда именитых экспертов из ведущих вузов страны, высококвалифицированных преподавателей, открывать новые проекты и сделать институт визитной карточкой мероприятий, связанных с Севером.

БЛИЦ

Запад или Восток?
Евроазиатская модель

Документальное или художественное? Документальное, к нему доверия больше.

Учёный?
Сергей Королёв и Лев Гумилёв.

Писатель?
Их три: Лион Фейхтвангер, Стендаль, Гюго.

Любимые увлечения?
Издание журнала.

Изречение?
«Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Библия)

Самые счастливые моменты в жизни?
Присутствие на церемонии награждения своих учеников.

Мечта? Подготовить студента, который решит одну из глобальных проблем человечества.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы