Медиация: опыт, техники, достижения

Более 300 медиаторов из России, Италии и Казахстана встретились на III Международной конференции «Медиации в образовании: поликультурный контекст». Поделиться опытом в области поликультурной медиации и урегулировании конфликтов можно было с 27 по 29 сентября в формате онлайна и офлайна. Событие проходило на базе Института педагогики, психологии и социологии.

По словам руководителя магистерской программы «Медиация в образовании», доктора педагогических наук, академика РАО Ольги СМОЛЯНИНОВОЙ, «Поликультурная медиация — будущее эффективного образования. В ИППС СФУ при поддержке фонда имени Владимира Потанина успешно реализуется международная магистерская программа «Медиация в образовании», функционирует Центр медиации, ежегодно проводятся Международная конференция «Медиация в образовании: поликультурный контекст» и Международная летняя молодёжная школа. Студенты, аспиранты и преподаватели выигрывают гранты и реализуют проекты медиативной направленности. Мы готовим современных конкурентоспособных специалистов для центров медиации и служб примирения образовательных организаций, исследователей и практиков, любящих своё дело. Мы создаём максимально продуктивные условия для личностного и профессионального роста студентов».

В рамках конференции прошли круглые столы, семинары, мастер-классы, секционные доклады, пленарные заседания, тренинги и автограф-сессии. Спикеры рассказали о проблемах, возможностях и способах развития альтернативной и инновационной медиации в образовании, подготовке медиаторов, восстановительных практиках и других способах урегулирования конфликтов в различных сферах деятельности. Научили коррекции временной траснсспективы подростков, восстановительному подходу к развитию педагогической команды, провели форум-театр по урегулированию конфликтов среди подростков.

Ежегодно в мероприятии участвуют представители академического сообщества. Так, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва) Евгений ЯМБУРГ презентовал книги по педагогике, которые смело можно назвать бестселлерами. А известные учёные в области психологии и педагогической инноватики Владимир СОБКИН и Михаил КЛАРИН рассказали об особенностях конфронтации в подростковой субкультуре и альтернативном урегулировании конфликтных бизнес-ситуаций.

Сегодня Красноярский край является одним из «флагманов» распространения и развития медиативной технологии урегулирования конфликтов. Во многих краевых образовательных учреждениях действуют службы примирения, которые зарекомендовали себя как действенный и гуманный формат.

Марианна ДЯЧУК, канд. юрид. наук, ассоциированный профессор кафедры юриспруденции Восточно-Казахстанского университета имени Сарсена Аманжолова, директор представительства «Национальной палаты медиаторов»: «Конференция имеет огромное значение для науки. Это однозначно продвижение научных исследований, самореализация в науке и творчестве».

Анастасия АРХИПКИНА, канд. экон. наук, доцент, председатель правления ассоциации «Байкальская Лига медиаторов» (Иркутск): «Конференция стала традиционным событием для сообщества медиаторов, психологов, юристов, педагогов. Это отличная площадка для обсуждения не только опыта и практики развития медиации в российских регионах и зарубежных странах, но и для постановки проблем, которые необходимо разрешать в данной сфере. Круг обсуждаемых вопросов в рамках конференции значительно расширился: объектом внимания стала не только медиация в образовании, но и семейная медиация, бизнес-медиация!».

Елена СИГИДА, директор «Школы самоопределения» (Красноярск): «Хотелось познакомиться с современными практиками по технологиям медиации, способами развития данного явления, услышать мнения и доклады ведущих российских и зарубежных медиаторов. И этот интерес был полностью удовлетворён. Огромным бонусом лично для меня стало выступление Евгения Александровича Ямбурга. Захватывающая подача материала, мультфильмы с философским подтекстом, современный взгляд на систему образования».

Евгений ЭГЛЕ, тренер медиации, медиатор-практик, психолог (Красноярск): «Это самое значимое событие в области восстановительных технологий за Уралом и крайне содержательное событие на карте медиации в России в целом. Спикеры высшего научного эшелона, научные прорывы и лучшие практики федерального масштаба».

В рамках мероприятия работали тематические секции, где студенты и специалисты в области медиации рассказали о развитии онлайн-медиации в цифровом сообществе и медиационной процедуре в межэтнических конфликтах. Вот лишь несколько авторов и тем докладов, представленных профессиональному сообществу.

Никита ИВАНОВ, аспирант: «Мой доклад посвящён созданию массовых открытых онлайн-курсов по медиации в образовании. Курсы осуществляются силами преподавателей и аспирантов ИППС, а также наших коллег из Казахстана при поддержке Фонда имени Владимира Потанина. Медиация совместно с цифровыми технологиями в аспекте открытого образования позволяет обеспечить доступность гуманитарного образования в сфере урегулирования конфликтов».

Екатерина ГРУЗДЕВА, аспирант: «Мой доклад «Онлайн-медиациия при участии мигрантов: психологический аспект» рассказывает об эффективном способе адаптации мигрантов и психологических приёмах в контексте урегулирования межэтнических конфликтов. Очень важно разбираться в техниках и навыках медиатора; распознавать психологические феномены и защитные механизмы; владеть онлайн-инструментами и платформами и правильно их применять на различных этапах медиационной процедуры, в том числе с целью профилактики конфликтных ситуаций. Не менее важно знать особенности медиационной процедуры в разных странах, особенности поведения в разных культурах, чтобы понимать тактику поведения сторон конфликта. Всё это способствует установлению благоприятного адаптационного периода мигрантов и созданию комфортной образовательной среды».

Соб. инф.

Похожие материалы