Почему нельзя строить на месте дороги?

Представления и культура сибиряков в учебном курсе

У современного человека есть возможность выбирать, как жить. И это КАК касается всех аспектов бытия. В том числе того, какой духовной пищей мы кормим наше сознание и душу.

О том, откуда появляется питающий нас «духовный мир», мы говорим с одним из авторов учебного пособия «Художественная культура Сибири», доцентом кафедры психологии развития и консультирования, кандидатом педагогических наук Любовью СМИРНОВОЙ.

— Любовь Эдуардовна, спрошу провокационно: зачем человеку XXI века информация о наследии своей «малой родины»?

— Знание исторического наследия обогащает, формирует художественный вкус, воспитывает бережное отношение к памятникам прошлых эпох, рождает стремление умножать культурные ценности для новых поколений.

Трудно представить себе что-либо более знакомое и близкое каждому с детства, чем культура его народа. Она формирует многие специфические стороны человеческой деятельности и уже давно стала одним из определяющих признаков нашего этнически многоликого мира.

Этнография, изучающая культуру и быт народа, позволяет наглядно показать проявление единства человечества в его этническом (национальном) многообразии. У каждого народа складывались те формы материальной и духовной культуры (жилище, одежда, пища, обряды, религия, фольклор и др.), которые наиболее соответствовали природному окружению человека и социально-экономическим условиям на каждом из исторических этапов.

— Народы Сибири — это огромное сообщество разных культур, языков и проч. А был ли, скажем, какой-то вид искусства, который ярко проявлялся у большинства из них?

— Да, особенно широко было распространено искусство орнамента. Разнообразие орнаментальных фигур характерно для всех народов Сибири. Орнаменты создавались со вкусом, отличались простотой и гармонией. Например, у бурят отмечено более 600 мотивов и вариаций орнамента. В зависимости от способов орнаментовки и материалов различаются вышивка цветными нитками, мозаика из меха, аппликации из кожи, резьба по дереву, резьба и тиснение на бересте, штамп по глине, чеканка, резьба по металлу и кости, орнамент на изделиях из шерсти и волоса.

Но изобразительное искусство народов Сибири не ограничивалось орнаментом. Рисунки эвенков на коже, бересте, дереве, силуэтные фигурки, вырезанные из бересты и металла, изображали людей (обычно охотников) и животных, создавались целые композиции, сцены. Великолепной была и одежда, украшенная аппликацией, вышивкой.

Искусство чукчей и коряков достигло наибольших успехов в миниатюрных скульптурах из моржового клыка, мамонтовой кости, рогов барана и оленя. Из кости изготовлялись не только фигурки человека и животных, но и миниатюрные детали: топорики, молоточки, лодки, кораблики с парусами.

— Какие есть примеры ярких религиозных культов народов Севера?

— Думаю, на современного человека большое впечатление произвёл бы так называемый Медвежий праздник. Это центральный обряд культа медведя, широко распространённого среди северных народов. Он представляет собой комплекс ритуалов: «Охота», «Гадания», «Разделка и употребление медведя», «Гостящий медведь».

Остановлюсь на ритуале «Охота». Праздник начинается с охоты на медведя. Согласно верованиям кетов, медведь сам сдаётся на милость охотника, вставая на задние лапы и открывая уязвимое брюхо. Кеты считают, что в этот момент в медведя перерождается кто-то из уже умерших родственников. Сдающийся медведь — это родственник, который хочет отправиться в гости к своим. Смерть для него не страшна — он переродится. Таким образом, один человек после смерти может заглянуть к родным несколько раз в обличии нескольких животных. Охотники же об убитом медведе никогда не скажут, что это они его убили: медведя нельзя убить, он только сдаётся.

— В современной жизни неожиданно большую популярность получило учение фэншуй (китайская практика символического освоения пространства) и васту-шастра (индуистская система архитектурного планирования и дизайна.) Но в Сибири были и свои традиции. Расскажите о них.

— Строительство дома, сотворение домашнего мира было, конечно, делом важнейшим. Как выбирали место для строительства дома? Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: по ней могли «уйти» из дома достаток, жизнь и здоровье. Нельзя было строиться там, где прежде стояла баня: банный дух считался существом в общем недоброжелательным; вдруг проникнет в новую избу да примется кого-нибудь обижать? Строевой лес старались рубить в период полнолуния — считалось, что это не даст завестись в брёвнах древоточцам. И ни в коем случае не советовали начинать строительство при ущербной, «старой» луне: убыль или прибыль луны должна была прямо сказаться на благосостоянии дома и семьи.

Предметом особой заботы зодчего было художественное оформление окон. Через окно, как и через ворота, осуществлялась связь с внешним миром, с окружающей средой. Окна закрыты — дом спит. Окна весело поблёскивают чистыми стёклами — значит, в доме всё в порядке. Их украшали чаще, чем другие элементы постройки, и резные наличники не только дожили до наших дней, но остаются одним из продуктивных видов современного народного искусства.

— В масштабах мировой культуры тема «Художественная культура Сибири» может показаться недостаточно значимой в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Так ли это?

— Напротив, вопросы национальной культуры, этнокультуры в настоящее время — одни из актуальнейших. Это отражается и в образовании, где важное место отводится региональным темам, которые требуют знания местной культуры как неотъемлемой части общерусской культуры.

А культура Сибири, кстати, — один из разделов мировой художественной культуры. Нам же, живущим в Сибири, изучение местной культуры даёт возможность раскрыть способности студентов в исследовательских научно-поисковых направлениях (этнография, музыкальная и художественная культура, фольклор, ремёсла и промыслы), позволяет осознать своё место в окружающем мире.

Екатерина МАЛАХОВСКАЯ

Похожие материалы