Брейн-ринг вместо экзамена

Татьяна Седых

Татьяна Седых

Представляете, приходит студент на зачёт или на пару, а преподаватель ему даёт задание поискать ключ к секретной тёмной комнате или что-то вроде. Как-то не укладывается в голове: зачем это? Студенты ведь не школьники, и есть устоявшиеся традиционные формы обучения. Между тем стартовавший в весеннем семестре дистанционный курс повышения квалификации преподавателей вузов «Игровые методы обучения в условиях смешанного образования» набирает популярность. Весной обучение прошли 20 человек, а на осенний семестр подали заявки уже более 30.

Необычный электронный курс — это коллективная разработка двух авторов: доцента кафедры информационных технологий
обучения и непрерывного образования Института педагогики, психологии и социологии СФУ Татьяны СЕДЫХ и старшего преподавателя кафедры журналистики и литературоведения Института филологии и языковой коммуникации Дарьи УСТЮЖАНИНОЙ.

Дарья Устюжанина

Дарья Устюжанина

— Дарья Александровна, как родилась идея создать такой курс в вузе?

— Вместе с коллегой мы разрабатывали совместные проекты про электронное обучение. А ранее Татьяна уже создавала игрофицированные курсы и организовывала игры для студентов и слушателей. Вот мы и подумали, что этот опыт может быть интересен другим педагогам.

Наша целевая аудитория — преподаватели СФУ, которым хочется разнообразить свою работу, сделать её более эффективной и увлекательной. И тут целых три момента. Во-первых, это про игры. Во-вторых, про то, как их использовать в вузе. А в-третьих — как использовать в условиях реальной и цифровой среды. Это может быть и полностью дистанционное занятие, когда преподаватель общается со студентами через Zoom, либо когда читает лекцию в аудитории, но использует дополнительные информационные ресурсы, чтобы упростить коммуникацию. Мы не только обучаем, а и сами играем.

— Почему это работает для студентов?

— Чем взрослее люди, тем меньше ты для них просто транслятор знаний. Когда человек работает в традиционной форме, картина выглядит так: педагог пришёл, выдал материал, проверил, правильно ли вы его усвоили, поставил оценку. В современном мире (будь то вуз или школа) преподаватель — не тот, кто ВЫДАЁТ вам знание, а тот, кто ОРГАНИЗУЕТ процесс получения знаний. И в таком случае игровые, проектные формы, решение проблемных задач — это методы обучения, в которых студент сам добывает знание. И если он получает опыт вместе с эмоцией, эта информация дольше останется у него в памяти.

Казалось бы, игра — это развлечение. Но вместо того, чтобы сидеть и отвечать на вопросы преподавателя на семинаре, вы участвуете, например, в брейн-ринге или в «Что? Где? Когда?». Отвечаете ровно на те же вопросы, но вокруг вас другая обстановка. Студенты в ситуации игры чувствуют себя более раскрепощённо, у них появляется азарт, а это состояние, при котором люди способны даже на то, чего сами от себя не ожидали!

Кроме того, ролевые и деловые игры дают возможность, действуя в условной ситуации здесь и сейчас, применять те навыки, которым мы студентов обучаем. Вот я преподаю у журналистов, и мы можем на занятии смоделировать ситуацию работы в редакции. Понятное дело, на первом-втором курсах у студентов ещё не было практики, они не знают, что такое дедлайн, контент-план и прочее. Они иногда даже не осознают, что в редакции нельзя работать просто по вдохновению: хочу — напишу сейчас новость, хочу — не напишу, как пойдёт; а может в конце недели напишу сразу 7 новостей. Мы студентам объясняем: «До летней практики ещё далеко, вот вам две недели на то, чтобы понять, как всё устроено в работе редакции. Ваша задача — действовать!». И они включаются, начинают проживать эту ситуацию, а мы имитируем, с чем они сталкиваются в реальности. Если преподаватель обучает юристов, то можно имитировать судебное заседание.

— Как строится курс для преподавателей?

— Сначала мы разъясняем, что такое игра вообще и что такое смешанное обучение, чем оно отличается от обычного. Потом рассказываем о разных способах применения игр. Одна из первых тем — мы используем игровую технологию проектирования занятий и дисциплин. А потом обсуждаем вместе со слушателями курса, как эту технологию можно использовать в других формах и как при помощи игровых приёмов мотивировать студентов. Можно, например, использовать значки, рейтинги, какие-то соревновательные элементы в структуре курса, чтобы ребятам было интереснее и веселее.

Потом обсуждаем разные виды игр — дидактические (карточки. кроссворды, викторины), ролевые, деловые. Разбираем, как можно использовать игры в качестве инструмента оценивания. Например, можно вместо контрольной или экзамена провести настольную игру. Наконец, подводим итоги.

В процессе учёбы в качестве примеров мы делаем разные игры. Да наши слушатели и сами охотно разрабатывают игровые формы по каждой теме, а в финале выходят с пакетом игр и приёмов, который, если захотят, потом доработают и используют в собственной практике.

Выпускной экзамен для слушателей курса проходил в форме игры-бродилки

Выпускной экзамен для слушателей курса проходил в форме игры-бродилки

Наш замысел в том, чтобы участники программы сами получили опыт игрового
обучения, поэтому мы встроили в него инструменты, о которых рассказываем. Например, у нас есть игровой сюжет, значки за разные достижения, обучающие упражнения.

— Преподавателей каких дисциплин заинтересовали игровые методы?

— В числе наших слушателей — преподаватели математики, статистики, бухучёта, гуманитарии и др. Люди разного возраста — и с большим стажем, и молодёжь. У некоторых уже есть опыт организации игрового обучения, и они с удовольствием им делятся. А кому-то бывает сложно придумать что-то новое или по-другому посмотреть на свою дисциплину. Приходилось постоянно отслеживать обратную связь. Например, во время последнего вебинара одна из слушательниц призналась, что поначалу была настроена скептически и по поводу курса, и по поводу игр в целом. А когда обучение началось, именно этот преподаватель стала одной из самых активных участниц всех игр и обсуждений.

Этот qr-код приведёт вас  на одну из игр, которую авторы курса сделали для участников

Этот qr-код приведёт вас на одну из игр, которую авторы курса сделали для участников

В текущем семестре мы отдельно выделили темы для каждого вида игр и делаем отдельные задания и занятия. Из прошлого опыта извлекли много интересного. Например, один преподаватель ГИ, проходивший наш курс, придумал систему геймификации своего предмета на основе сюжета фантастического романа.

— Есть ли предметные области, где сложно придумать игру?

— Легче всего «играть» в практических дисциплинах, там всегда можно использовать ролевые игры, имитационные. Чем абстрактнее дисциплина, тем сложнее. Хотя на самом деле любой процесс можно игрофицировать, было бы желание. Любой контроль можно превратить в соревнование.

Существует много исследований, посвящённых игрофикации. Она хороша тем, что сильно мотивирует. Это и вовлечённость (хочу быть частью группы), и познание, и интерес, и состязательность, и таинство.

Мы в нашем электронном курсе делали «секретный урок». По всему курсу в течение нескольких недель были разбросаны загадки, и все, кто на них отвечал, могли найти подсказку, чтобы его открыть.

Удивительным образом многих людей мотивируют всякого рода рейтинги и значки. Казалось бы, просто набор циферок или картинок, которые появляются в профиле, но некоторых преподавателей во время учёбы это настолько сильно увлекало, что они остановиться не могли. Неважно, взрослый ты или ребёнок, игровые механизмы в нас легко включаются. Но есть ограничения. Если самому преподавателю не интересно, он не сможет сделать игру, которая увлечёт студентов. Игровые методы выбирать должен только тот, кому они близки по духу.

Наш курс включён в систему е-курсов СФУ, где размещены и теоретические материалы, и практические примеры. Там же проходят вебинары. Мы на практике показываем, что такое игры в дистанционном обучении, знакомим с онлайн-сервисами для разработки игр. Это всё ценно для педагогов, потому что, хоть все уже и освоили работу в дистанте, но есть много технических инструментов и методик, о которых не все преподаватели знают. Мы надеемся, что курс не только обучает применению игр, но и собирает вместе увлечённых преподавателей-единомышленников.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы