Татьяна СИНЯКОВА, 4 курс, ИФБиБТ

Весенний семестр 2021 года у меня прошёл за границей — включённое обучение по программе Erasmus. Этот семестр изменил мою жизнь.
Как я попала в программу? Чтобы принять участие в конкурсе на стипендию, необходимо было выбрать курсы академической мобильности, написать академическое резюме (CV) и цепляющее мотивационное письмо. И ждать ответа от принимающего университета.

Психологическая сторона подачи заявки для меня оказалась сложнее технической. Само решение отправиться в неизвестность во время пандемии, ожидание ответа сначала от университета (Universidad de LLeida), а затем от консульства знатно взбудоражили мою нервную систему. Но на удивление, несмотря на пандемию, весь процесс от подачи заявки до посадки в самолёт занял чуть больше двух месяцев (у моих друзей-бельгийцев на это ушло полгода).

Добралась тоже без проблем: долетела до Барселоны, затем час на поезде — и я в городе, где собиралась провести следующие 6 месяцев. Лерида, или Льейда, — небольшой городок почти на границе с Францией. Первое, что меня удивило: абсолютно пустые улицы среди белого дня. Потом я поняла, что это нормальная картина в воскресенье, когда люди устраивают семейные ужины и пикники, а не ходят по магазинам. Также много вопросов вызывала сиеста: с 13 до 17 закрываются все магазины, банки и больницы (за исключением экстренных случаев).

В связи с пандемией адаптационный период был отменён, и мы сразу приступили к учёбе. Первое время она проходила онлайн, но скоро я перешла на формат, совмещающий возможность очного и онлайн-присутствия. Интересным было использование цифровых технологий, когда преподаватель рисовал и графически объяснял материал на виртуальной доске.

Сначала обескуражило, а потом приятно удивило огромное количество практики. Можно сказать, студенты в Испании учатся через практику. На лекции дают общий, никак не связанный с домашним заданием материал, а вот уже в домашней работе нужно перекопать множество дополнительной информации, чтобы понять, как практически решить задание. В СФУ, наоборот, домашнее задание, в основном, дают для закрепления теории.

Также существенное отличие в сдаче экзаменов: даже просто для допуска к ним необходимо сделать проект или решить кейс. В Испании сессия проходит два раза в семестр. С одной стороны, это хорошо: каждый раз нужно готовить меньшее количество информации. С другой стороны — дважды стресс.

Интересно, что учёба включает множество выездных и полевых практик длительностью от одного дня до пары недель. Так, мы ездили на практику в горную местность под названием Pireneis, где занимались исследованием и восстановлением рек. В СФУ также существует полевая практика, но она предназначена только для студентов 1-2 курсов и сконцентрирована на двух основных предметах — ботанике и зоологии. В Испании выездные практики предусмотрены для каждого практического предмета.

Значительно отличаются отношения преподаватель-студент, там они менее формальные, преподаватель не недосягаемый кладезь знаний, а обычный живой человек.

Определённо могу сказать, что за этот семестр в другой стране мои взгляды на жизнь изменились больше, чем за предыдущие несколько лет. Пришло осознание своей дальнейшей карьерной траектории. Понимание того, что, если хочешь быть хорошим специалистом, то необходимо уметь взглянуть на ситуацию с разных сторон. Учёба по обмену как раз способствует развитию комплексного видения. За время жизни в другой среде улавливаешь черты итальянцев, мексиканцев, латышей (продолжать можно бесконечно), что и даёт возможность подойти к любому решению не только с привычной позиции, но и с точки зрения разных ментальностей.

Студентам СФУ я бы рекомендовала не бояться действовать. Начинайте проявлять свою активность в волонтёрской, учебной, научной деятельности. И учите языки! Ведь когда знаешь только один язык, живёшь одну жизнь, а погружаясь в другую культуру, уже путешествуешь, даже не выходя из дома.

P.S. С 17 октября Татьяна проходит ещё один курс обучения — в «Сириусе». Объясняет свою активность так: «Всё идёт по цепной реакции: начинаешь заниматься тем, что тебе нравится, и возможности открываются. Прежде чем решить, что мне нужно на следующем шаге, я оцениваю, насколько мой предыдущий опыт релевантен той или иной программе обучения. Взвешиваю потенциальную выгоду, которую могу принести и получить сама. Сопоставляю со своими глобальными целями и целями организации. А дальше остаётся искренне написать о вышеперечисленном в мотивационном письме и ждать ответа». В данном случае Татьяну пригласили в «Сириус» на программу «Инженерия в биологии растений».

Похожие материалы