Детектив, директор, исследователь

Его детство прошло на Дальнем Востоке — родился в 1977 году в Хабаровске, а в школе учился в Магаданской области. Родители — инженеры, на протяжении всей жизни были связаны с золотодобычей. Младший сын пошёл по их стопам — сейчас он главный обогатитель на фабрике. А вот старшего «золотая» тема интересовала постольку-поскольку. Зато много времени он проводил за чтением детективов. Особенно любил романы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, Агаты Кристи об Эркюле Пуаро и «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. В итоге любитель детективов сам стал детективом.

— После окончания школы у меня не было мучительных раздумий на тему «кем быть?», оставалось только выбрать вуз. И вот сидим мы с одноклассниками, рассматриваем карту страны, думаем, куда поступить? — вспоминает и.о. директора Юридического института СФУ, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Роман Николаевич ГОРДЕЕВ. — Кто-то указал на середину, и мы прочитали: Красноярск. Неплохо! Мы-то на краю Земли, а тут город в самом центре России. Я и мой товарищ поступили в Красноярскую высшую школу МВД России (сейчас — Сибирский юридический институт МВД России) на специальность «Юриспруденция». Вместе окончили вуз. Меня приняли на работу следователем следственного отделения Хасынского РОВД Магаданской области.

На Эльбрусе (с младшим сыном)

На Эльбрусе (с младшим сыном)

Но вскоре я вернулся в Красноярск. Дело в том, что у нас на госэкзаменах присутствовал руководитель следственной части Главного следственного управления при ГУВД Красноярского края. Он меня заприметил (защита госэкзамена прошла отлично) и пригласил на работу. В этом управлении я был следователем отдела по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и в сфере компьютерной информации. Мы вели дела, связанные в основном с мошенничеством, обманом потребителей. Вспоминается последнее громкое дело о хищении около миллиона долларов из бюджета Красноярска, связанное с уплатой налогов. Чрезвычайно интересный, захватывающий период в моей жизни! В работу погрузился с головой, свободного времени совсем не оставалось. Сейчас, наверное, жить в таком темпе уже не получилось бы — семья.

— Роман Николаевич, вы полковник полиции в отставке, проработали в профессии 23 года. Научно-педагогический стаж почти такой же — 21 год. Как получилось, что вы ушли в науку?

— В 2000 году Сибирским юридическим институтом МВД руководил доктор юридических наук, профессор, генерал-майор милиции Владимир Ильич ГОРОБЦОВ. При нём в институте была открыта адьюнктура по специализации «Уголовное право» и объявлен первый набор. Я успешно сдал экзамены и был зачислен на кафедру адьюнктом. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию «Групповое преступление в уголовном праве России». Потом более десяти лет преподавал на кафедре уголовного права и криминологии ЮИ МВД. С октября 2016 года перешёл в Юридический институт СФУ на должность доцента кафедры уголовного права.

— Вы занимались организацией и руководством студенческой научной деятельности, а с 30 сентября исполняете обязанности директора всего института. Как себя ощущаете в новой должности?

— Постепенно осваиваю функционал. В институте я более пяти лет занимаюсь развитием студенческой науки, каждый год организую и провожу студенческие научные мероприятия, руковожу работой студенческого научно-исследовательского кружка по уголовному праву. Поддержка коллег, знание института и того, как здесь всё устроено, думаю, поможет мне справиться с новыми обязанностями.

— Ваша стратегия развития ЮИ СФУ? Задачи на ближайшее будущее и на отдалённую перспективу?

— Миссия нашего института — решение правовых и социальных проблем общества за счёт подготовки высококвалифицированных кадров, предоставления современных образовательных программ и проведения инновационных научных исследований. Современный юрист обладает не только навыками и компетенциями, свойственными традиционному юридическому образованию, но и владеет современными цифровыми знаниями, электронными технологиями. Каждый наш студент должен свободно обращаться с информацией, размещённой в интернете, обладать навыками цифровизации документооборота, иметь представление о пределах допуска к правовым процессам искусственного интеллекта и т.п.

Данные вызовы обязывают нас готовить будущих специалистов новой формации, что требует трансформации образовательного процесса по всем программам магистратуры, бакалавриата и дополнительного профессионального образования. На мой взгляд, необходима модернизация с упором на цифровую трансформацию и возможность частичной реализации образовательных программ в электронной среде. Также необходимо продолжить позиционирование института в качестве открытой площадки для взаимодействия государства, бизнеса, общества и науки.

С семьёй на выпускном старшего сына

С семьёй на выпускном старшего сына

Институт может и готов предоставлять экспертные услуги. Считаю, что созрела необходимость создания экспертно-правовых центров. Так, центр правовых экспертиз позволит обеспечить потребности региона в подготовке правовых заключений, выводов специалистов по гражданским, административным и уголовным делам. Центр экспертиз научных работ удовлетворит потребность в отзывах, рецензиях и рекомендациях научных и учебных работ, а центр медиации — во внесудебном урегулировании гражданско-правовых и смежных с ними споров.

Одна из стратегических задач института — налаживание взаимодействия с потенциальными работодателями. Наш выпускник должен быть уверен в своей востребованности на рынке труда. В настоящий момент установлены прочные партнёрские отношения ЮИ СФУ как с правоприменительными органами (суд, прокуратура, следственный комитет, МВД, ФСИН, адвокатура, нотариат), так и с общественными организациями, активно взаимодействующими с этими структурами.

— Какие видите проблемы в развитии института?

— Нужно совершенствовать и обновлять имущественный комплекс, оснащать материально-техническую базу института. Требуется полная ревизия помещений, чтобы понять возможности дальнейшего развития аудиторного фонда.

Например, нам необходимы площади, чтобы создать криминалистические полигоны, имитирующие место происшествия, лаборатории, оборудованные криминалистической и экспертной техникой.

Нуждаются в ремонте и некоторые учебные аудитории. Библиотеку института предстоит трансформировать в гибридную платформу, совмещающую класс открытого доступа и традиционный читальный зал, имеющую доступ как к сети интернет, так и к информационно-справочным системам, таким как Консультант Плюс, Гарант и др. Хотелось бы обновить и существующие мультимедийные системы, без которых невозможен сегодня нормальный образовательный процесс.

— Как вы оцениваете коллектив и в чём будет заключаться кадровая политика?

— Считаю, что в институте сильный костяк преподавателей. Это профессионалы с большим опытом. В целях развития придерживаюсь политики сохранения и пополнения профессорско-преподавательского состава кафедр, соблюдения принципа преемственности преподавания. Важно привлекать талантливую молодёжь, и эта задача — в основе кадровой политики института. Один из главных стимулов привлечения молодых специалистов в вуз — возможность научного роста. Наша задача — суметь разглядеть в сегодняшних успешных студентах будущих преподавателей, вовлекать их в научные изыскания, разъяснять, насколько это перспективно. Большое внимание будем уделять созданию условий для профессионального роста преподавателей и сохранению, становлению и развитию научно-педагогических школ.

— Юридический институт — старейший в структуре ещё классического университета, с большими традициями. Будете ли их поддерживать?

— Я уже говорил о преемственности, она важна и в традициях, будь то образовательная, научная, воспитательная или социальная деятельность института. Гордостью Юридического института всегда были демократизм, свободомыслие, доверительное общение преподавателей и студентов. В традициях института поддерживать связь и с выпускниками, мы с интересом наблюдаем за их дальнейшей судьбой и профессиональным ростом.

— Среди выпускников ЮИ — очень статусные люди…

— На сайте института сформирована специальная рубрика, где размещается информация о профессиональных достижениях самых известных выпускников. Они охотно откликаются на наши просьбы. Например, выступают с лекциями перед студентами, участвуют в работе комиссии по государственной итоговой аттестации. В студенческой следственно-полицейской группе проводятся мастер-классы с участием выпускников, работающих помощниками прокурора, следователями и т.д. Благодаря содействию выпускников наши студенты проходят практику общественными помощниками прокуроров (совместный проект ЮИ СФУ и Прокуратуры края) и т.д.

— На протяжении многих лет институт ведёт фирменные социальные проекты. Будущие юристы бесплатно консультируют жителей края в Юридической клинике, оказывают консультационную помощь несовершеннолетним осуждённым Канской воспитательной колонии.

— Имидж «открытого института» предполагает дальнейшее развитие социальных проектов с участием волонтёров, работу Юридической клиники, корпуса общественных помощников следователя и прокурора, блока общественных наблюдателей. Образовательный процесс в институте ориентирован на практику, а гуманитарная миссия ЮИ в том и состоит, чтобы оказывать населению безвозмездную помощь.

— Будете ли вы совмещать руководящую работу с преподаванием и наукой?

— Конечно. Сейчас я продолжаю вести занятия по ряду учебных дисциплин кафедры уголовного права, руковожу подготовкой выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций. Что касается науки, то на сегодня у меня более 70 публикаций, используемых в педагогической практике. Сфера моих научных интересов — уголовно-правовые проблемы соучастия, организованная преступность, групповая преступность, преступность, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

В перспективе планирую защитить докторскую, вот только бы времени на всё хватило.

БЛИЦ

Если не юриспруденция, то что? Экономика.

Телевидение или интернет? И то и другое. Утро начинаю с теленовостей, а заканчиваю день просмотром интернет-контента.

Музыка или театр? И музыка, и театр. Если театр — то драма, особенно нравятся постановки Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина. Если музыка — то современная.

Любимое занятие в свободное время? Активный образ жизни. Летом — туризм, рыбалка. Зимой — лыжи, походы на Столбы. Предпочитаю разнообразие, не люблю постоянство. В этом году провёл лето с семьёй на острове Путятина в Тихом океане (снорклинг, сапсерфинг и простой пеший туризм).

Место, куда всегда хочется вернуться? Семья.

Мечта? Посетить как можно больше стран.

Самое главное воспоминание? Студенческие годы. Незабываемое ощущение, что ты уже сам несёшь ответственность за принятые решения. Это время наполнено яркими открытиями и новыми знакомствами. И по прошествии более 20 лет со дня выпуска мы продолжаем дружить не только группой, но всем нашим курсом.

Вера КИРИЧЕНКО