Обложка

Без году двадцатка

Клуб авторской песни СФУ «БомБАРДировщики» отметил день рождения! О чём сейчас поют барды, любят ли эксперименты и чему учат новичков — обо всём этом мы поговорили с руководителем клуба Екатериной АЛЕКСАНДРОВОЙ.
Екатерина Александрова

Екатерина Александрова

— «БомБАРДировщикам» 19 лет. То есть когда клуб появился, многие ребята, которые сейчас занимаются здесь, только родились. Впечатляет!

— Да, это шокирующая информация (смеётся). Но она означает, что клуб живёт и развивается.

— Сегодняшние «БомБАРДировщики» — это кто? Какие коллективы сейчас представляют клуб?

— У нас несколько ансамблей. Есть новые — например, «Траектория», «Шаг вперёд» и «Эхо рассветного утра» (кстати, ребята сами выбирают названия). Есть «второгодки» — ансамбли «За час до рассвета» и «Созвездие». «Проспект» обитает в клубе уже третий год, а вот «Квартал» существует с 2017 года, это наш самый сильный коллектив. Существует некоторая преемственность между коллективами, старые учат чему-то новых и в свою очередь перенимают какие-то фишки у молодых. Это такая поколенческая история.

А вообще традиционно осенью мы проводим набор в клуб, и в начале учебного года у нас появляется в среднем четыре новых ансамбля. К Новому году остаётся 2-3. Это время сессии, когда ребята, особенно первокурсники, понимают, справляются ли он с учебной нагрузкой. Да и в целом Новый год — рубежный этап, когда люди любят начинать новую жизнь. Поэтому кто-то уходит, но тут же приходят другие. Сейчас в клубе около 40 активных участников.

2009 год

2009 год

— Все студенты, которые приходят к вам, выступают на концертах? Или можно просто за компанию петь под гитару на встречах клуба?

— В «БомБАРДировщиках» есть разные сферы, где можно себя реализовать: собираться в команды и выступать. Или не выступать, но взять на себя какие-то организационные моменты. Есть люди, которые смотрят, что у нас происходит, и говорят: «Прикольно, но у меня не так много времени на это». К нам они приходят за тусовкой, атмосферой, и это тоже нормально.

— А уметь играть на гитаре — обязательно?

— Нет. Хотя в этом году к нам пришли классные ребята — они и играют, и подбором репертуара радуют (я даже открыла для себя несколько новых исполнителей). Если ничего не умеешь, но есть сильная мотивация научиться петь, играть на гитаре, то у нас есть ребята, которые могут научить.
Например, после осеннего набора наше первое мероприятие — это смотр, для которого новички учат четыре базовые песни. На смотре мы проводим жеребьёвку, каждому попадётся одна песня, которую нужно исполнить. В этом году на подготовку у ребят было две недели, это достаточно жёсткие сроки, но они справились.

2011 год

2011 год

— Из каких институтов больше ребят, можно ли выделить самый поющий?

— Алёна РУБАНОВА, бывший руководитель клуба, говорит, что в её время большинство «БомБАРДировщиков» были из ИФиЯК. При мне в один из наборов было много ребят из ИКИТ, потом — из ИППС.

А в этом году, пожалуй, первое место делят ИППС, ИАиД и ИКИТ.

— За 19 лет у клуба накопилось много побед и достижений. Буквально каждый год «БомБАРДировщики» становятся победителями или лауреатами престижных конкурсов. Как вам это удаётся? Есть какой-то секрет?

— Мы просто душевные. Можем петь не идеально, но с душой. Каждый год к нам приходят совершенно разные ребята, но в этом плане ничего не меняется: мы можем допускать небольшие ошибки в технике исполнения, но поём со смыслом и от всего сердца, и публика это любит.

— «БомБАРДировщики» — клуб авторской песни. Тексты песен вы пишете сами?

— В этом вопросе у нас до сих пор много споров. Авторская песня здесь скорее как жанр. У нас есть ребята, которые сами пишут стихи, мы стараемся, чтобы их творчество было представлено. Но мы понимаем авторскую песню более широко — как текст со смыслом, который хорошо ложится на музыку. Я стараюсь уберечь ребят от исполнения в клубе или на концертах «попсовых» песен (та же популярная песня «Вахтёрам» группы «Бумбокс» у нас под условным запретом). Ведь в России много авторов, которые пишут хорошие песни: Алексей ВДОВИН, Павел ПИКОВСКИЙ, Павел ФАХРТДИНОВ и многие другие. Да, они могут быть не популярны, но зато поют о самой сути. Именно это является для нас главным в авторской песне.

2021 год

2021 год

— За 19 лет успели сложиться династии в клубе?

— Конечно! Например, Светлана Петровна ШАПОШНИКОВА, второй художественный руководитель «БомБАРДировщиков», наш хормейстер, — мама Ирины Шапошниковой, основательницы клуба (она и Григорий ЕМЦОВ стоят у истоков клуба). Или Мелешины — Серёжа и Аня. Серёжу в «БомБАРДировщики» в 2013 году привёл папа, а в 2017 в клуб пришла Аня, его младшая сестра, она до сих пор с нами, да и Серёжа часто выступает на наших концертах.

Кроме того, я знаю много историй о том, как люди в нашем клубе знакомятся, влюбляются, создают семьи. Наверное, играет большую роль тот факт, что вы с человеком про одно. Вы поёте, говорите, думаете об одном, и это хорошая основа для общего будущего.

Григорий ЕМЦОВ, первый руководитель клуба «БомБАРДировщики» (2002–2005 гг.)

— Уже не могу точно сказать, сколько поколений объединяет сообщество «бомбардов». Для кого-то песенное творчество стало профессией, они часто гастролируют по стране. Кто-то не стал музыкантом, но тоже иногда выходит на сцену или устраивает онлайн-концерты (как я, например). А вообще, мы не теряем связь с «БомБАРДировщиками»! Каждый год собираемся «старичками» на Дне рождения клуба или на отчётном концерте. А когда в бомбарды посвящают новичков, приходим рассказать им про наши традиции. И, конечно, следим за новостями ВКонтакте и Инстаграме!

— Давайте поговорим о привычных и необычных форматах выступлений. «БомБАРДировщики» любят экспериментировать?

— У нас есть форматные и неформатные концерты. Выступаем в библиотеке СФУ, в «Пилоте», на площадке под Коммунальным мостом, на квартирниках. Ребята любят совмещать приятное с полезным. Петь в походах? Запросто! Саша ПРОТАСОВА несколько лет назад придумала «Неформат» — концерт, на котором можно исполнять что угодно: песни на английском, «Короля и шута», «Арию». В общем, всё, что не совсем попадает в жанр, чтобы отвести душу и оставшийся год заниматься авторской песней.

Также несколько лет назад у нас был удачный формат «Обратный отсчёт», когда мы выбирали определённый временной отрезок или исполнителя, и весь концерт посвящали только ему. Сейчас как раз думаю о том, чтобы возродить такие концерты, так как они действительно расширяют репертуар ансамблей и клуба в целом.

Из традиционного — «гитара по кругу», это когда мы рано закончили репетицию, готовиться к следующему концерту не нужно и можно поиграть и попеть в своё удовольствие.

А ещё несколько лет назад зародилась традиция делать бардохор. Это давняя мечта Светланы Петровны: петь полюбившиеся бардовские песни в настроенном хоре. Мы попробовали, и нам понравилось. Теперь наш бардохор пару раз в год делает песни на конкурсы (например, участвует в фестивале «Новая весна») и на концерты.

— Следующий год юбилейный — «БомБАРДировщикам» исполнится 20 лет. Уже запланировали, что нужно успеть до юбилея?

— Так далеко мы не планируем. Наверное, надо успеть попробовать какие-то новые форматы. Например, создать свой фестиваль. Но пока это только мысли. А вообще отличная идея — нужно ставить чек-лист «Успеть до 20».

— А как «БомБАРДировщикам» далась пандемия? Случились открытия за время сидения дома?

— Это был полезный опыт — теперь больше радуешься каждой встрече, потому что она может быть последней в этом месяце или в этом полугодии. В плане творчества пандемия — это стагнация. Мы пробовали проводить репетиции дистанционно, но для ансамблей это невозможно, правда. Хотя надо сказать, что прошлый деньрожденный концерт мы не смогли провести из-за ограничений и буквально за 3 дня придумали сделать его онлайн. В эфир в группе нашего клуба «ВКонтакте» выходили старые и новые участники, поздравляли, говорили добрые слова, пели песни. Это было вынужденное решение, но в итоге получилось классно!

Ещё из положительного — если срочно нужно обсудить что-то важное, мы проводим планёрки дистанционно. Из-за пандемийного опыта здесь появилась определённая мобильность. Но барды тоскуют по «облепихе»; это наша традиция — обнимашки после репетиции, такой бардовский слэм. Хочется поскорее к этому вернуться!

— Есть у «БомБАРДировщиков» любимая песня, которую знают все — и новички, и старички?

— Поколения меняются, но года два назад это точно была песня Павла ФАХРТДИНОВА «Играй, не считая минуты». Сейчас с новым набором мы пока её не выучили, но в какой-то момент обязательно захватим. Там есть такие строки: «Просто играй свои мысли, просто играй своё сердце». Это наш лейтмотив и неофициальный гимн.

— Существует стереотип, что бард — это бородатый мужчина в свитере и с гитарой. Этот образ сейчас меняется? И с какими стереотипами ещё сталкиваетесь?

— Несмотря на то что наш главный герой БомБАРД, который изображён на всех плакатах, действительно, с бородой, в вязаной шапочке и свитере, от этого стереотипа мы пытаемся уйти. Да, есть представление, что бард — это человек в неряшливом свитере, который всегда досматривает костёр до конца. Но мы стараемся с этим бороться: работаем с ребятами по сценическому виду, чтобы костюмы участников ансамбля были подобраны, сочетались по цвету.

Ещё один стереотип связан с исполнением. Считается, что барды поют что-то вроде Визбора или «Изгиб гитары жёлтой я обнимаю нежно». Это давно не так, мы поём песни современных исполнителей. Авторская песня — это, прежде всего, осмысленная песня. И у нас есть из чего выбрать.

— Тогда что, на ваш взгляд, у бардов должно меняться, а что — оставаться неизменным?

— Неизменным должно оставаться звучание гитары. На некоторых мероприятиях нас спрашивают: «У вас есть минусовка?». Но для нас это неприемлемо. Только гитара и живой звук. Вторая обязательная составляющая — это душевность и харизма. Если ты умеешь захватить внимание зала, то это уже успех.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы