Библиотека сновидений и другие изобретения будущего

Вот уже несколько лет редакция университетской газеты СФУ является партнёром городского конкурса «Суперперо».

Для справки: учредитель конкурса — главное управление образования г. Красноярска, организатор — школа № 6 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Конкурс проводится среди школьников с целью поддержки и развития школьных СМИ, повышения качественного уровня детских публицистических работ, раскрытия и поддержки новых дарований в области журналистики и литературного творчества, профессиональной ориентации учащихся.

В задачу нашей редакции входит предложение темы конкурса (каждый год — новой), оценка конкурсных работ и выбор победителей по нашей номинации. Поскольку нынче Год науки и технологий, мы предложили ребятам тему «Суперизобретение» (изобретение прошлого, которое вас особенно впечатляет, или изобретение будущего, которого вы ждёте).

На конкурс поступило 36 работ. Как всегда, они нас впечатлили: мало того, что дети хорошо владеют слогом, они думают, с интересом узнают прошлое, замечают происходящее вокруг, умеют мечтать. А в целом — вдохновляют и мотивируют. С учётом нынешней темы, на наш взгляд, они могут мотивировать и современных учёных, ведь интересно знать, чего от вас ждут будущие поколения.

Итак, мы решили сделать подборку изобретений, которые впечатляют нынешних школьников. Не предлагаем читать тексты целиком, это долго. Ограничимся цитатами. Кроме того, мы тематически разделили работы на изобретения прошлого, настоящего и будущего.

Изобретения прошлого

Фёдор Харчиков, 4 класс: «Паровоз! Эти металлические, блестящие титаны способны тащить на одном пару груз за 80 тонн. Паровоз стал настоящим чудом. Все страны стремились поскорее проложить свои железные дороги. И если вдуматься в такие изобретения, то уже никакие летающие тарелки и космические шаттлы не покажутся нам такими уж фантастическими».

Владислав Супрун, 8 класс: «Простое изобретение — швейная игла, но сколько пользы она принесла людям. Первые иглы были изготовлены из рыбьей кости, а иглу из металлической проволоки удалось изготовить в XVI веке. Швейная игла есть в каждом доме, она помогает зашить носки, пришить пуговицу, залатать дырку в старой футболке. Но иглы используют и в медицине: хирурги с помощью специальной медицинской иглы сшивают ткани и органы людей и животных. Обычно мы не обращаем внимания на обычные вещи, которые всегда под рукой. Но если убрать их из нашей жизни, она очень усложнится. Цена иглы велика и проверена на протяжении тысячелетий».

Алина Сафронова, 9 класс: «Шариковую ручку можно считать настоящим суперизобретением. Нам не нужно носить с собой перо и чернильницу, мы не боимся, что ручка оставит жирную кляксу, а чернила вытекут и запачкают содержимое сумки. Всё это благодаря особому строению шариковой ручки. Не зря она так называется, ведь на наконечнике её находится маленький шарик, который при скольжении по бумаге приводится в движение и переносит чернила из стержня на бумагу. А перед тем как чернила попадут на шарик, они проходят через маленькую трубочку, которая скрыта за металлическим или пластиковым корпусом. Вот такая интересная конструкция! Обращайте больше внимания на повседневные предметы. В них таится суперсила!».

Виолетта Ермакова, 11 класс: «Телескоп имеет чрезвычайно сложное строение. Основной идеей этого чуда оптической инженерии является концентрация лучей, идущих от источника света, в определённой точке — фокусе, именно в этой точке создаётся действительное изображение исследуемого объекта. Создание телескопа было настоящим техническим прорывом не только в области астрономии. Галилео Галилей своим изобретением поразил мир, изменив его навсегда».

Рита Данилина, 9 класс: «Сейчас все относятся к автобусам как к обыденности. А ведь автобус — удивительная вещь. В 1801 году в Англии появился первый автобус на паровой тяге. Он вмещал всего 8 пассажиров. Вообще, все первые автобусы были небольшими и уж точно не предназначенными для стоящих пассажиров. Автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, появился в Германии в 1894 году. И наконец первый городской маршрутный автобус начал движение в Лондоне в 1903 году. Я люблю автобусы. Иногда хочется сесть в него и сказать: «Вези меня от конечной до конечной, жужжи и поскрипывай, главное, чтобы это не кончалось».

Варвара Яковлева, 7 класс: «Личное пространство? Целый мир, в котором хорошо? Это же простая вещь! Мы настолько привыкли к нему, что не придаём особого значения этому изобретению, хотя оно спасает многих. Это как стена, отгораживающая тебя от всего мира. Да, это наушники. Они дают возможность слушать музыку, смотреть фильмы и видео, никому не мешая и не нарушая чужих личных границ. Да, наушники не спасают мир и не лечат людей от смертельных заболеваний. Но они изолируют от проблем, они помогают».

Ребята на экскурсии на ТВ СФУ

Ребята на экскурсии на ТВ СФУ

Изобретения настоящего

Ангелина Доронина, 6 класс: «Просмотр телевизора — моё хобби. К нему в комплекте идёт волшебная палочка — пульт. Это похожая на пенал палка со множеством кнопок. Есть цифры, буквы. Есть кнопки повышения и понижения громкости звука, а также кнопка включения и выключения телевизора. Мой любимый канал СТС. На этом канале показывают множество моих любимых фильмов от MARVEL, которые я с радостью пересматриваю с попкорном в руках. Один раз представила: как раньше люди жили без телевизоров? Может, они ходили, спрашивали у соседей последние новости?»

Олег Аникиенко, 7 класс: «С годами телефон претерпел многие изменения. Теперь, чтобы позвонить родным, нужно просто взять в руки лёгкий, тонкий, изящный, гладкий любимый предмет, и ты уже слышишь и видишь их. А с подключением интернета стали доступны многие полезные приложения, с помощью которых ваш мобильный телефон превращается в компьютер с неограниченными возможностями. На нём можно работать, пользоваться электронной почтой, с помощью банковского приложения обмениваться денежными переводами, делать фотографии, отправлять и получать их, смотреть фильмы, пользоваться социальными сетями. Если ваш мобильный что-то не умеет, то вы просто не установили соответствующее приложение».

Алексей Макаров, 7 класс: «Странно, во сне я боюсь машин, а, проснувшись, боюсь, что они исчезнут. Наша семья, например, не может обойтись без современных «помогаторов». Мама точно без посудомоечной машины жить не сможет! Ну, а я не могу жить без своего смартфончика, хотя… Будь неладна программа родительского контроля! (Не говорите папе, но я её обошёл ещё в прошлом году.)) Так что важнее: мой компьютер или мамин пылесос?

Без технических помощников не обойтись. И всё же я выбираю компьютер.

Я делаю хлопок — и в доме гаснет свет. Один щелчок — и чайник греет воду. А это всё он, компьютер! Вчера - фантастика, сегодня - будни. Может, у каждой хозяйки скоро помощник-терминатор будет. У него тоже компьютер в голове».

Артём Скачков, 4 класс: «Шагоход — медленная, неповоротливая, хрупкая, но мощная разработка. Огромным его преимуществом является то, что шагоход с лёгкостью покоряет такие просторы, где не могут пройти человек или машина».

Дмитрий Долгушев, 5 класс: «В наше время интернет нас спасает. Уже второй год из-за сложной эпидемиологической обстановки многие работают и учатся из дома. Дистанционное обучение, работа, интернет-заказы еды, лекарств, учебников и развлекательных товаров так облегчают нам жизнь! Раньше для поиска информации нужно было искать всё в книгах, а теперь поиск через интернет, и всё готово. А общение через скайп многим спасает жизнь, когда врачи передают опыт из одной страны в другую онлайн. За интернет-помощью одиноким, старым и больным людям будущее».

Георгий Скурковин, 10 класс: «В 1825 году датский физик Ганс Эстред впервые получил алюминий химическим способом. Мог ли он предположить, что дал начало новому скачку в мире технологий? Каждый из нас использует тринадцатый элемент каждый день. И просто вдумайтесь: в токопроводности алюминий превосходят лишь благородные серебро, золото да медь. Это самый теплопроводный металл! Он очень легкий: современное авиастроение немыслимо без алюминия. А его высокую подверженность обработке ценят абсолютно все. И при всём этом алюминий занимает третье место по распространенности в земной коре среди элементов. Лишь кислород и кремний опережают его. Конечно, чистого алюминия в природе нет, его добывают из соединений. И беда в том, что это муторный и не совсем экологичный процесс, именно поэтому тонна алюминия до сих пор дороже стали. В развитии мировой промышленности я вижу будущее общества. Прошёл каменный век, бронзовый, железный... Наверное, потомки назовут наш век алюминиевым».

Артём Федотов, 8 класс: «Комиксы и супергерои. Сегодня почти треть всех самых популярных у подростков фильмов основаны на комиксах. Благодаря комиксам появилось более 100 издательств, 10 киностудий и киновселенных. А супергерои кардинально изменили традиционный состав книжек с картинками. На смену юмористическим историям пришли детективные (Detective Comics) и фантастические комиксы (Marvel Comics), которые навсегда изменили привычные определения понятий. Теперь слово «комикс» стало отождествляться непосредственно с супергеройской историей, своеобразным «поединком» между героем и его антагонистом».

Полина Храмогина, 5 класс: «3D принтер – очень нужная вещь в нашем мире, ведь на нём можно печатать практически всё: бижутерию, инструменты, разводные ключи. Но есть ещё медицинский принтер. Благодаря этому изобретению можно печать настоящие органы! Представьте, сколько человек нуждается в помощи, и 3D принтер может помочь, словно он безмолвный герой, ничего не требующий взамен».

Мария Минасян, 8 класс: «С детства я «болею» самолётами. Мне кажется почти невероятным, что человек смог поднять в воздух что-то настолько огромное и величественное, как, например, Аэробус А380. Но больше всего меня восхищают сверхзвуковые самолёты! Их название говорит само за себя. Они способны совершать полёт со скоростью, превышающей скорость звука. Как в грозу, когда мы сначала видим вспышку молнии, а только потом слышим раскаты грома, так и эти самолёты прекрасны, как стихия. Одним из ярких примеров является ТУ-160, известный также как «Белый лебедь». На вооружении Российской Федерации их всего 16, но они являются гордостью нашей страны. Пусть я девочка, но свою судьбу решила связать с самолётами. Если не получится пилотировать, буду проектировать и совершенствовать».

Виктория Почекаева, 10 класс: «Меня как будущего переводчика давно интересует путь, который прошли технологии машинного перевода. Громким началом стал Джорджтаунский эксперимент, который состоялся 7 января 1954 года в Нью-Йорке. Автоматический перевод 60 предложений с русского языка на английский вызвал резонанс в прессе, эксперимент восприняли как успех. С этого момента такие страны, как Канада, Германия, Япония, Франция, СССР и США, стали бороться за лидерство в сфере компьютерной лингвистики. Были созданы системы для автоматизированного перевода, но ни одна из них не стоила всех усилий и затрат. Машинный перевод был признан дорогим и бесполезным.

Всё изменилось в начале 1990 годов с созданием статистического машинного перевода. Он заключался в том, что в компьютер вносили множество одинаковых текстов на двух языках, и компьютер сам пытался разобраться в их закономерностях. Статистический машинный перевод помогал совершать меньше ошибок в переводе, именно поэтому он лежит в основе таких мировых онлайн переводчиков, как Qoogle, Bing и Яндекс.

Позже на смену пришла более эффективная технология — нейронный машинный перевод. Большинство онлайн переводчиков сейчас пользуются этой технологией. Использование нейронной сети в машинном переводе стало прорывом в компьютерной лингвистике. Но всё ещё автоматизированный перевод требует редактирования человеком».

Изобретения будущего

Мирон Обанин, 7 класс: «Самая перспективная современная разработка, которая может изменить нашу жизнь навсегда, - искусственный интеллект. Основой всех сегодняшних представлений об ИИ является машинное обучение и всё, что с этим связано. Но это просто алгоритмы, основанные на огромных массивах операторов ELSE и IF, всего лишь наборы единичек и нулей, наличие или отсутствие тока на концах проводов.

Постулат звучит так: невозможно построить рабочую систему на основе современных примитивных технологий. Такая система не способна мыслить вне своей программы и тем более осознавать саму себя. Необходимы нейронные сети, базой который является логика нервных клеток биологических объектов. Вряд ли мы доживём до того момента, когда искусственный интеллект перейдёт границу между машиной и искусственным разумом, сможет осознавать самого себя и мыслить практически как человек. Этот момент смогут увидеть наши дети, а скорее всего, внуки, если только человечество не истребит само себя».

Ярослав Русинов, 4 класс: «Расскажу про танк «Тесла». Особенность его в том, что танк из воздуха собирает энергию и шаровые молнии. Танк собирает так много энергии, что может здание разрушить в прах. Если хорошо подумать, где можно применять данное изобретение, станет понятно, что эту технологию можно использовать не только как орудие, но и как электростанцию».

Катя Суворова, 9 класс: «Возможно, вы слышали об овечке Долли, которая стала одним из первых результатов клонирования. Я была ещё в младшей школе, когда увидела передачу о невероятном достижении шотландских учёных. Моему незрелому сознанию было невозможным отличить этот документальный фильм от художественной фантастики. И даже после изучения этого процесса я не могу поверить в его осуществляемость. Тем не менее эта технология открывает многие двери будущего, где мы найдём ответы на главные вопросы человечества: как выглядели древние существа, возможно ли бессмертие, как побороть неизлечимые болезни. Клонирование позволит создавать клетки или органы взамен повреждённых. Сегодня учёные прибегают к клонированию при выведении новых видов животных, полезных в сельском хозяйстве. Многие исследовательские центры мира занимаются воссозданием вымерших видов, и, возможно, в скором времени мы вновь сможем увидеть птицу додо, которую последний раз зафиксировали в XVII веке, странствующего голубя, заставшего мамонта, и самих мамонтов».

Софья Матрос, 8 класс: «Хотели бы вы управлять своими сновидениями? Для начала нам нужна настоящая ловушка снов. Чтобы собранные сны приобрели агрегатное состояние для дальнейшего использования, например, жидкое, необходимо воспользоваться дистиллятором. Он преобразовывает сон в жидкость, которая сливается в сосуд. Представляете: вот он, готовый жидкий сон, который можно выпить и увидеть! Но не стоит торопиться, ведь кто знает, какой там сон: желанный или нет. В этом поможет сновизор. Если налить в воронку жидкий сон, за выпуклым стеклом в центре аппарата появится изображение. Вы можете просмотреть действия сна, словно надели очки виртуальной реальности.

Только подумайте, в каждом городе может быть библиотека сновидений. И каждый человек может прийти и выбрать нужный сон. А сколько профессий можно освоить! Представьте: передо мной мольберт, краски, палитра, в руках я держу кисть и ловкими движениями наношу мазки на холст, на котором рождается шедевр. Или ныряю в глубины океана, акваланг мне не нужен — я умею дышать под водой, мои движения плавные и уверенные, и вот я нахожу затерянную Атлантиду! А ещё можно языки изучать, книги читать… И выспался, и знаний новых приобрёл — здорово! С нетерпением жду изобретения приборов, с помощью которых мы сможем управлять сновидениями и развивать себя как личность».

Роман Борисенко, 8 класс: «Идея хранения живого мозга в банке для путешествий в места, непригодные для человеческого тела, возможно, была придумана и до Говарда Лавкрафта, но именно он создал великолепное произведение «Шепчущий во тьме», специально для которого придумал суперизобретение. Механизм представляет собой стеклянный цилиндр со специальной жидкостью, в котором человеческий мозг может находиться живым бесконечно долго. Разум человека по специальным электродам перемещается в тело пришельца. Изобретение было создано для исследования других галактик. И я с уверенностью утверждаю: подобную штуковину изобретут минимум через сто, максимум через пару сотен лет».

Слава Малышев, 9 класс: «Лаборатория будущего. Здесь нет часов и окон. Время перестает существовать, не важен ни возраст, ни сколько времени ты занимаешься своим проектом.

На территории лаборатории работает искусственный интеллект.. На входе происходит распознавание лиц, поиск аккаунтов в социальных сетях, поиск интересов, составление полного профайла гостей. Этот профайл используется для решения нескольких задач:

  1. На основании полученных данных предлагается изучить экспонаты лаборатории, которые имеют максимальное попадание в интересы гостя.
  2. Все посетители лаборатории на входе получают smart-очки, которые определяют пересечение научных интересов и областей с другими посетителями и лаборантами.

Очки дают рекомендации, кто из других посетителей или лаборантов может быть полезен для решения задач гостя.

От модулей беспроводных зарядок происходит зарядка мобильных устройств. Коридоры вместо ламп освещаются светящимися в темноте растениями.

У всех было чувство, когда приходишь на конференцию, но уходишь «с пустыми руками», не найдя ответов на вопросы? Искусственный интеллект нашей лаборатории решит эту задачу. Гость уйдёт с полезными контактами, с желанием развивать свой проект (именно этого часто не хватает, когда начинаешь «перегорать»)».

Кирилл Станевко, 9 класс: «На меня большое впечатление произвела технология «нанодоктора», в которой я вижу колоссальный прорыв. Нанодоктор представляет собой наноробота масштабом в несколько атомов, способного выполнять самые разные функции, такие как уничтожение микробов, вирусов, прочистка суженных вен или сшивание поврежденных нервов и ран. Принцип работы прост: необходимо впустить нанодоктора в кровь, а дальше он сам будет передвигаться по венам в поисках проблем. И это серьёзная альтернатива современным лекарствам, которые, к сожалению, часто имеют большие побочные эффекты.

Нанодоктор, и не один, сможет находиться в организме человека длительное время, перемещаться по нему и охотиться на вирусы, бактерии, раковые клетки или прочищать артерии от тромбов и холестериновых бляшек. При этом сам робот в силу своих размеров не будет ощутим пациентом, больной лишь будет ощущать результаты работы робота - улучшение самочувствия. Представляете, как улучшится качество жизни человека!

Но нанодоктора увидят свет только в том случае, когда все причастные к их созданию правильно расставят приоритеты, выбрав здоровье населения и экологию вместо бесконечного накопления денежных знаков».

Ирина Кетова, 10 класс: «Самая впечатляющая технология — это бионическое протезирование. Протез может полностью или частично заменить орган и его функции. К биопротезированию также относят слуховые аппараты, искусственное сердце и даже искусственные глаза. Развитие технологии биопротезирования напрямую связано с развитием нейрофизиологии, микроэлектроники и медицины. Это влияет на возможность создания протезов, которые будут превосходить человеческие возможности. Некоторые биопротезы уже сейчас оснащены wi-fi-модулем и выключателем для умных гаджетов. Таким образом, такие изобретения являются не только средством для выполнения своей прямой функции, но и неким многофункциональным устройством, а также аксессуаром».

Дарья Финогенова 4 класс: «Даша достала из кармана маленький брелок с кнопками и камерой. По форме он был похож на сумочку, только маленькую и пластиковую. Что-то щелкнуло, и из «сумочки» появился зеленый луч. Девочка нажала на одну из кнопок, и сканирующий луч медленно пополз по книге. Там, где луч проползал, книга исчезала.

— Ой, Даша, ты что, книгу сожгла? — закричала мама.

— Да нет, мам, луч отсканировал книгу и разложил её на молекулы. Теперь в брелоке есть информация о моей книге и набор молекул. Когда я приду в школу и мне понадобится мой учебник, я нажму другую кнопку, и из молекул воздуха по образцам молекул книги соберётся книга».

Владислав Морозов, 5 класс: «Всё же хотелось бы упростить способ перемещения человека в пространстве. Например, изобрести телепортатор!!! Только представьте, вы собираете чемодан и едете не в аэропорт, а в телепорт. Проходите обычную процедуру регистрации, сдаёте багаж, а затем вместо посадки в самолёт заходите в телепортирующее устройство и через несколько минут выходите, например, в солнечной Доминикане, до которой из Красноярска, к примеру, целых семнадцать часов лететь на самолёте.

Теория относительности не отрицает наличие «кротовых нор», где Вселенная изгибается в четвёртом пространственном измерении, и некоторые временные точки находятся очень близко, между ними возможно образовать тоннель. Математикам и физикам есть над чем поработать».

Ангелина Маркина, 8 класс: «Я обнаружила старинную книгу в потёртом бархатном переплёте, украшенном множеством драгоценных камней. О, это были непростые камни, это были камни из иного мира, а в книге было подробно описано, как их использовать при создании различных артефактов с необычными функциями. Так, с помощью созданного по инструкции зеркальца можно переместиться в любую точку мира, созданного воображением многих писателей и поэтов за все века истории человечества!

Теперь я буду мечтать о том дне, когда наряду с сотовыми телефонами и другими гаджетами появится книгопорт. Я так хочу познакомиться с героями моих любимых книг».

Демид Ушаков, 4 класс: «Недавно я видел вариант летающего автомобиля, который разработчики обещают сделать доступным к 2025 году. Такой аппарат может взлетать с места и при приземлении превращаться в автомобиль.

Но для того чтобы полёты стали реальностью, необходимо разработать систему автополётов: правила движения, воздушные дороги-полосы, разрешение на полёты, взлётные полосы. Всё это вызывает большие трудности, чем разработка самих летающих автомобилей. Важно создать антиаварийную систему, при которой автомобили не могли бы сталкиваться друг с другом. Получается, что безопасность самих изобретений для человека — это отдельная наука. Наука не только изобрести, но и не навредить этим».