Личная образовательная траектория
Выбрать ее абитуриенту поможет ЗЕНШ

Становление информационного общества несет фундаментальную трансформацию образования. Если массовое образование XIX и XX вв. было настроено на формирование некоторого конечного набора компетенций, то начиная где-то с 1980-х годов образование нацелено на обеспечение способности к обновлению компетенций. Такая способность включает поиск и отбор информации, умение анализировать, выдвигать и оценивать гипотезы. Человек, исходя из требований современной жизни, обязан принимать самостоятельные решения, вести собственные проекты.

Вуз реально имеет дело с результатом предыдущей ступени образования (общего полного среднего). И перед ним, даже в случае высокого конкурса, всегда стоит задача поиска «своего» абитуриента: мотивированного, знакомого со способами научного исследования, обладающего высоким уровнем готовности к вузовскому обучению.

А если выбрать нельзя (по причине кризиса на предыдущей ступени образования), то вуз обязан работать со школьником. Возникает вопрос – как?

Гипотеза: Привлечение успешных ученых к работе со школьниками позволит изменить содержание образования и мотивировать учащихся на успех.

Но привлечение ученых в формальное школьное образование затруднено. Во-первых, школа реализует государственный заказ на основе базисных учебных планов, что затрудняет маневры по изменению содержания. Во-вторых, она работает со всеми учениками. В третьих, с точки зрения кадров школа, в основном, ограничивается внутришкольным ресурсом. А эпизодическая профориентационная работа в форме встреч с успешными учеными – неэффективна.

Так возникла идея использовать пространство дополнительного образования.

На базе университета с 1994 года открыто специальное государственное учреждение дополнительного образования – Заочная естественно-научная школа (ЗЕНШ). Здесь образовательная политика региона, которую определяет краевое управление образования, соединяется с высококвалифицированным потенциалом вуза.

ЗЕНШ возникла не на пустом месте, а на базе филиала Заочной физико-технической школы МФТИ г. Москвы. Подобные школы имеют только ведущие вузы страны, такие как Новосибирский государственный университет, МГУ, Московский физико-технический институт. Заочная школа – эффективное и, что немаловажно для столь обширного края, доступное средство повышения уровня образования школьников и учителей. Здесь обучаются более 3 000 школьников, преподают 9 докторов и более 30 кандидатов наук. Деятельность ЗЕНШ в 2001 г. отмечена премией Правительства РФ.

Школа работает по лицензированным авторским программам ведущих ученых и преподавателей СФУ. Имеется хорошая материально-техническая база (административный офис, современная компьютерная и множительная техника). Работает 4 отделения: индивидуального и группового обучения, довузовской подготовки и дистанционных форм. Учиться в школе можно лично, в группе с преподавателем университета или в группе со школьным учителем. Прием – конкурсный. Полный курс обучения составляет 3 года. Можно выбирать и сокращенный курс – один или два года.

Выбрать курсы сверх школьной программы, встречаться с успешными людьми, получать знания из первых рук и, наконец, подготовиться к поступлению в ведущие вузы России – все это дает школьникам Красноярского края Заочная естественно-научная школа СФУ.

Ольга ОСИПЕНКО, директор ЗЕНШ