Большая мозаика настоящего дела

Знакомьтесь, Елена Михайловна Лесив, кандидат технических наук, преподаватель кафедры «Литейное производство». Судя по отзывам коллег – яркий представитель нового поколения ученых Института цветных металлов и материаловедения. Взяв за тему третью президентскую «И», уже не сомневалась: в инновациях собеседник – дока!

– Тем не менее, уточню – в конкретной инновационной нанотехнологии,– говорит Елена Михайловна.

– Для непосвященных скучнейшая тема: «Механохимическая активация каолиновых и бентонитовых глин для формовочных смесей противопригарных покрытий»...

– А для меня почти поэма, только в цифрах, формулах, расчетах. Если серьезно, накоплен достаточно большой информационный объем, чтобы обобщать, делать выводы, а главное – продвигать разработки в реальное производство. Началось все с четвертого курса, с курсовой научно-исследовательской работы под руководством профессора, доктора технических наук Людмилы Ивановны Маминой. Продолжая изучать перспективность механической активации сыпучих порошков в нанокомпозиции именно для литейного производства, защитила диплом. В аспирантуре тема нашла свое продолжение. Я, кстати, пятая ученица у Людмилы Ивановны, защитившая кандидатскую диссертацию, так что можно с полным правом говорить о «школе Л.И. Маминой».

– Новомодное «нано» – из области микроскопическое и многообещающее. Какая тут связь с литейным производством и мощью горячего металла?

– Просто, раньше это называлось по-другому: дисперсные сыпучие материалы – очень актуальные для изучения, разработок и применения в современном металлургическом и литейном производстве, в частности. Моя тема больше связана с бентонитовыми глинами Черногорского месторождения и каолиновыми Красноярского края. У нас очень богатый край.

По сути, глина – это абсорбент, со всеми его уникальными свойствами. Область применения самая разная. В коммунальном хозяйстве –для очистки сточных вод. В медицине – для изготовления препаратов для чистки печени, желудка. Известный вам «Маалокс» тоже разработан на его основе. Особая отрасль – металлургия, изготовление продукции из чернины: чугуна, стали. Ведь чтобы получить отливку, нужна форма. Можно лить в кокиль, он изготавливается из металла, затратная форма получается. А можно ее изготовить из глины: отлил, выбил и – в оборот. Безотходное формовочное производство! Но прежде надо изучить свойства материала, рассчитать состав, изготовить, испытать. Я два года ездила на завод в Хакасию, сама формовала, красила стержни, заливала металл, потом анализировала результаты и... снова бралась за расчеты. В итоге, моей работой заинтересовались на Абаканском опытно-механическом заводе. Кроме того, в диссертации разработана программа по расчету сыпучих зерновых дисперсных материалов – очень полезна при изучении студентами курса «Формовочные материалы и смеси». Применяется как в практических, так и в лабораторных работах.

– Синтез прикладной и фундаментальной науки?

– Сегодня это мощный стимул. И многое делается для того, чтобы наука не была оторвана от жизни. Сейчас все образовательные площадки СФУ оснащаются современным оборудованием, новейшими компьютерными программами. На кафедре литья Политехнического института нашим коллегам литейщикам, например, закупили аппараты для рентгеноструктурного и рентгеноспектрального анализа. Пришел с набором образцов – и тебе тут же, быстро и без проблем, все отснимут. Фактор времени!

– Елена Михайловна, кто сегодня идет в науку?

– Прежде всего, люди энергичные. Любознательные, активные, они как звездочки в общей студенческой массе. И думают так же, как я когда-то: если это знает преподаватель, почему не знать мне? Меня радует, что все чаще студенты пишут не просто проектные, а научные работы. Так из маленьких кусочков складывается большая мозаика настоящего дела.

Любовь Габербуш