100 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРИКАЗА

28 ноября вышел приказ Министерства образования и науки РФ о создании Сибирского федерального университета, тогда же был назначен ректор. С этой даты, которая может считаться «исторической», прошло 100 дней. Период судьбоносных решений, встреч, выступлений, пресс-конференций немного поубавил обороты, и, возможно, пришло время простых вопросов, которые мы и решили задать ректору — ЕВГЕНИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ВАГАНОВУ.

Вы не подсчитывали, сколько интервью и пресс-конференций провели за эти 100 дней?

— Думаю, за два десятка будет.

Вы были руководителем научного института. Новый руководящий пост принес вам какие-то открытия?

— Да, открытие того, что масштаб работы совершенно иной, и проблемы, которые возникают, — гораздо сложнее. Системность должна присутствовать даже при решении мелких вопросов.

Министерство и правительство дает нам карт-бланш на эксперименты, установление собственных правил обучения и проч. Готовы ли Вы передать этот карт-бланш в коллективы?

— Кредит доверия, конечно, повышает нашу ответственность за принятие решений, дисциплинирует. А то, что мы должны передать его в коллективы — это одна из основных задач. Для того, чтобы каждый понял, что мы должны двигаться, и двигаться только вперед, иначе мы не сделаем университет. Конечно, нужно находить больше времени для встреч, и не только с преподавателями, но и со студентами, чтобы достигать общего понимания. Кстати, для организации таких встреч нужна инициатива снизу, она должна задавать движение.

Остались ли стороны жизни университета, с которыми Вы знакомы еще не очень хорошо?

— Остались, и очень много, потому что и сама структура университета, и жизнь, которая ее наполняет, очень сложны. Пока я, в основном, сужу о делах по информации, которая идет от проректоров и руководителей подразделений.

Сформированная команда ректората — это уже коллектив единомышленников или каждый настаивает на истинности своего мнения?

— Команда еще полностью не сформирована, не все позиции заняты, но с точки зрения реализации тех задач, которые перед нами стоят, коллектив подобрался неплохой. Что касается единомыслия — его и не надо, потому что в спорах, в обсуждении рождаются идеи, которые, может быть, идут вразрез с общим мнением, но в итоге оказываются эффективными. А вот когда коллективное решение принято, тогда должны быть единые действия.

Что из запланированных направлений осуществляется гладко, а что пробуксовывает?

— Пока, с точки зрения перспективности, того, как мы видим движение, как выстраиваем предложения по реализации, — все идет нормально. Пробуксовываем в каких-то мелких деталях, которые упираются то в пространственную разобщенность, то в нехватку помещений (она особенно обострится, когда начнем реализовывать объявленные проекты — потому что нужны будут и лабораторные помещения, и аудиторные и проч.). Недостаточна у нас еще, пожалуй, информированность коллектива, но сейчас мы пытаемся над этим работать: активно наполняется сайт, налаживается периодичность газеты, создано управление общественных связей, в режиме on-line работает общественная приемная.

Скажите, считаете ли вы справедливым выражение: "Если ты такой умный — почему такой бедный?", которое звучит упреком для большинства граждан России?

— Чтобы нас подстегнуть — вполне допустимо. Но я думаю, нам хватит ума сделать хороший университет и стать достаточно богатыми.

БЛИЦ

Как Вы восстанавливаете силы после рабочего дня?

— Если есть время, рабочий день у меня продолжается и дома: я занимаюсь и университетскими, и научными делами.

Баня, дача, рыбалка, футбол — что ваше?

— Баня и дача имеются, правда, дача летняя. Но есть возможность ездить на стационар Института леса. Рыбалка давно в прошлом — нарыбачился, когда изучал рост пресноводных рыб. Спортом занимался — и футболом, и борьбой, и баскетболом, и бегом, но сейчас времени на спортзал нет.

Самый экстремальный поступок в вашей жизни?

— Я много работал в экспедициях по Сибири: и на вертолетах доставляли, и на лодках сплавлялись по достаточно сложным рекам. Жизнь там вообще экстремальная, но это все связано с работой.

А самый романтический?

— Цветы дарил, но не корзинами.

Любимый автор? Что читаете сейчас?

— У меня много любимых авторов, причем я люблю перечитывать, особенно книги о войне: Быкова, Симонова, Богомолова… Нравятся еще детективы — одно время собирал Дика Фрэнсиса, у которого простой человек, с его достоинствами и недостатками, попадает в детективную историю —
и побеждает, потому что есть в нем доброе начало и оно помогает ему сконцентрироваться.

Вы музыкальны?

— Иногда я люблю петь, но с голосом и, по-моему, со слухом у меня не очень хорошо.

Члены вашей семьи?

— Поскольку россияне — люди общинные, семья в моем понимании — это все родственники:
дяди, тети, племянники, в том числе со стороны жены. Мы поддерживаем связь.

Ваш ближайший друг?

— Дружба, на мой взгляд, не обязательно «откровения». Это общность интересов, совместная работа. И таких друзей у меня много — не только здесь, но и за рубежом.

Известно, что Евгений Александрович прекрасно рисует. Последние три месяца ректору СФУ этим заниматься было некогда, но для читателей газеты он согласился изобразить «Идеального студента».

Соб. инф.