Программные задачи развития СФУ можно решить только на основе творческого подхода. Поэтому еще на первом общем собрании по утверждению Устава СФУ было принято предложение, поддержанное ректором, академиком Е.А. Вагановым, внести в Устав положение о том, что отличительной приоритетной особенностью деятельности СФУ должно быть развитие и использование творческой составляющей в научной, образовательной и воспитательной работе. Однако в текст Устава это принципиальное положение почему-то не попало. Поэтому на втором собрании (в феврале 2008 г.) этот вопрос был вновь обсужден, и единогласным голосованием собрание поручило ректорату и автору данной статьи включить в Устав данный пункт (основной исполнитель проректор В.Ю.Панченко с этим согласился).
Но произошло невероятное: Устав был зарегистрирован без включения положения о творческой составляющей, т.е. единогласное решение общего собрания осталось не выполненным. Объясняют это занятостью текущими делами. Получается, из-за текучки на принципиальный вопрос нет времени! Теперь звучит предложение дождаться нового (третьего) собрания. Зачем? Ведь проблема не в решении (оно есть), а в исполнении.
Можно было бы не акцентировать внимание на этом случае, если бы отношение к развитию и применению творческой составляющей было на должном уровне. Творчество – это не только способность находить новые нетрадиционные решения, а еще умение исправлять промахи и ошибки. Поиск и внедрение нового всегда сопряжены с риском. Становление нашего университета и является новым делом. Промахов много, и это естественно, но, к сожалению, отсутствует понимание и желание их исправлять.
Так, распоряжаясь миллиардами, мы не можем решить простейшие вопросы. Например:
- поддержать работу докторанта-соискателя, готовящегося к защите (случай с доцентом О.М. Максимовой);
-
реализовать запрос из-за рубежа на наши учебные пособия (в частности, из университета Флориды)... а ведь мы хотим, чтобы нас цитировали;
-
запустить в эксплуатацию закупленные компьютеры, которые не работают из-за того, что сэкономили на приобретении лицензионных программ;
-
поддержать изобретательскую деятельность, в том числе осуществить попытку патентования за рубежом, а также выплатить премии авторам полученных патентов согласно Закону об изобретательстве и др.;
-
исправить недальновидное решение о материальном стимулировании ученых, имеющих несколько званий государственного значения. Почему-то сейчас реализуется оплата за ведомственные почетные звания, а не государственные. Любопытно, что, принимая Положение об оплате труда, ученый совет СФУ даже не поинтересовался, сколько ученых в СФУ имеют звания Заслуженных деятелей науки и техники, Заслуженных изобретателей и др. (их меньше одного процента!), т.е. даже не определил цену вопроса, в то время как достоинство людей, имеющих несколько государственных званий, было унижено. Речь идет в первую очередь о моральном отношении к ученым, а ведь они являются самым большим творческим достоянием СФУ, воспитывая творческую молодежь, обеспечивая развитие университета. Их заслуги оценены в государственном масштабе и во многих вузах за рубежом, а в своем университете их оценивают в рублях, да и то несправедливо.
Усилия энтузиастов, развивающих творческие подходы в науке и образовании, необходимо обсуждать, разрабатывать специальные УМКД по обучению творчеству, стимулировать написание соответствующей научно-методической литературы… И внесение в Устав СФУ положения о творческой составляющей требуется не для того, чтобы «украсить» последний. Оно должно стать руководящей принципиальной основой во всех сферах деятельности СФУ.
Н.П. АБОВСКИЙ, Заслуженный деятель науки и техники РФ, академик международной академии наук ВШ, почетный член РААСН, Заслуженный изобретатель РФ, д.т.н., профессор, зав. кафедрой СМ и УК