Где затерялась творческая составляющая?

Программные задачи развития СФУ можно решить только на основе творческого подхода. Поэтому еще на первом общем собрании по утверждению Устава СФУ было принято предложение, поддержанное ректором, академиком Е.А. Вагановым, внести в Устав положение о том, что отличительной приоритетной особенностью деятельности СФУ должно быть развитие и использование творческой составляющей в научной, образовательной и воспитательной работе. Однако в текст Устава это принципиальное положение почему-то не попало. Поэтому на втором собрании (в феврале 2008 г.) этот вопрос был вновь обсужден, и единогласным голосованием собрание поручило ректорату и автору данной статьи включить в Устав данный пункт (основной исполнитель проректор В.Ю.Панченко с этим согласился).

Но произошло невероятное: Устав был зарегистрирован без включения положения о творческой составляющей, т.е. единогласное решение общего собрания осталось не выполненным. Объясняют это занятостью текущими делами. Получается, из-за текучки на принципиальный вопрос нет времени! Теперь звучит предложение дождаться нового (третьего) собрания. Зачем? Ведь проблема не в решении (оно есть), а в исполнении.

Можно было бы не акцентировать внимание на этом случае, если бы отношение к развитию и применению творческой составляющей было на должном уровне. Творчество – это не только способность находить новые нетрадиционные решения, а еще умение исправлять промахи и ошибки. Поиск и внедрение нового всегда сопряжены с риском. Становление нашего университета и является новым делом. Промахов много, и это естественно, но, к сожалению, отсутствует понимание и желание их исправлять.

Так, распоряжаясь миллиардами, мы не можем решить простейшие вопросы. Например:

  • поддержать работу докторанта-соискателя, готовящегося к защите (случай с доцентом О.М. Максимовой);
  • реализовать запрос из-за рубежа на наши учебные пособия (в частности, из университета Флориды)... а ведь мы хотим, чтобы нас цитировали;

  • запустить в эксплуатацию закупленные компьютеры, которые не работают из-за того, что сэкономили на приобретении лицензионных программ;

  • поддержать изобретательскую деятельность, в том числе осуществить попытку патентования за рубежом, а также выплатить премии авторам полученных патентов согласно Закону об изобретательстве и др.;

  • исправить недальновидное решение о материальном стимулировании ученых, имеющих несколько званий государственного значения. Почему-то сейчас реализуется оплата за ведомственные почетные звания, а не государственные. Любопытно, что, принимая Положение об оплате труда, ученый совет СФУ даже не поинтересовался, сколько ученых в СФУ имеют звания Заслуженных деятелей науки и техники, Заслуженных изобретателей и др. (их меньше одного процента!), т.е. даже не определил цену вопроса, в то время как достоинство людей, имеющих несколько государственных званий, было унижено. Речь идет в первую очередь о моральном отношении к ученым, а ведь они являются самым большим творческим достоянием СФУ, воспитывая творческую молодежь, обеспечивая развитие университета. Их заслуги оценены в государственном масштабе и во многих вузах за рубежом, а в своем университете их оценивают в рублях, да и то несправедливо.

Усилия энтузиастов, развивающих творческие подходы в науке и образовании, необходимо обсуждать, разрабатывать специальные УМКД по обучению творчеству, стимулировать написание соответствующей научно-методической литературы… И внесение в Устав СФУ положения о творческой составляющей требуется не для того, чтобы «украсить» последний. Оно должно стать руководящей принципиальной основой во всех сферах деятельности СФУ.

Н.П. АБОВСКИЙ, Заслуженный деятель науки и техники РФ, академик международной академии наук ВШ, почетный член РААСН, Заслуженный изобретатель РФ, д.т.н., профессор, зав. кафедрой СМ и УК