Ценности и ориентиры. Будем менять

Контент-анализ ответов студентов на открытый вопрос «Каким образом университет может способствовать повышению культурного уровня студентов?» показал, что многие из них просто не задумывались над этим или не могут дать на него вразумительный ответ. Вместе с тем лидируют такие рекомендации, как проведение культурных мероприятий — 19%, общий уровень образования, высокое качество знаний — 18%, введение спец. предметов — 13%, льготные или бесплатные билеты на культурные мероприятия, театры и т.д. — 6%, организация встреч с интересными, культурными людьми — 5%. Очевидно, к этим здравым голосам следует прислушаться.

Полученные данные подтвердили широко распространённое мнение, что многие преподаватели, как правило, сегодня не являются для студентов примером для подражания, в том числе, и в области культуры. Не случайно только 7% опрошенных считают, что процесс преподавания, пример самого преподавателя могут способствовать повышению культуры студентов. Сегодня «героем» мечтаний большинства современных студентов, образцом для подражания является преуспевающий бизнесмен или процветающий чиновник, но никак не вузовский преподаватель или учёный. Приходилось даже слышать такую поговорку: «Если ты такой умный, то почему преподаёшь в университете?».

Удручает, что только 2% респондентов считают важным для повышения культурного уровня студентов пополнение библиотеки. Так, каждый пятый из опрошенных признались, что совсем не читают книг, а две трети, в лучшем случае, прочитывают несколько книг в год.

Как видим, в современном обществе такие традиционные каналы трансляции культуры, как книги и общение с педагогом во многом утратили своё значение. Однако пришедшие им на смену Интернет и электронные СМИ тоже не пользуются популярностью у многих студентов. Возникла своего рода «зона отчуждения» между сферой культуры и жизнью многих молодых людей и девушек.

Логично возникает вопрос: какие же цели ставят перед собой студенты, многие из которых культуру воспринимают как тормоз в их достижении? Главным в жизни (студенты выбирали несколько вариантов ответа) для 54% студентов является карьера, 52% — занятие любимым делом, 52% — семья, 47% — любовь, 43% — материальное благополучие, 23% — красивая жизнь, 12% — чистая совесть, 9% — процветание Родины, 9% — возможность приносить пользу людям. Важными ценностями для себя считают: честность — 22%, доброту — 14%, высокую нравственность — 7% опрошенных.

Итак, проблема воспитания студенческой культуры имеет особое значение для стремительно развивающегося СФУ. Причём она неотделима от формирования корпоративной культуры нашего университета в целом. Но это уже предмет другого исследования.

В. НЕМИРОВСКИЙ,
зав. отделением социологии
и общественных связей ИППС