Сказка — ложь, да в ней намек...
О пользе мультфильмов для взрослых

Как-то услышала хорошее наблюдение: «Советские мультики такие интересные, но понимаешь это только, когда становишься взрослым». Большой фестиваль мультфильмов, прошедший в Доме кино с 21 по 30 марта, подарил возможность найти свои мультики: детская программа — детям, взрослая — взрослым. Для себя я выбрала работы эстонской студии «Нукуфильм», зарубежные программы «Игра» и «Улыбка».

Мультпоказы делились на серии: мультипликационных студий; победителей российских и зарубежных фестивалей; премьеры и известные имена и др. Но я поделила все увиденное на другие категории…

Категория первая: смешные детские мультики, которые обязательно надо смотреть взрослым, чтобы стать добрыми. Например, короткие серии про семейку с домашней курицей, любящей пошалить, и где родители находят в себе силы посмеяться над квартирным потопом, устроенным детьми («Мириам и потоп»).

Категория вторая: весело о важном. Проблема экологии — не проблема: решается одним взмахом детского совка. Если, конечно, у вас есть волшебная коробочка, внутри которой спрятана судьба рядом лежащего промышленного города. Участь его решена: вместо дымящих труб нужно посадить комнатное растение («Доставка»). А если вас интересует вопрос о происхождении человека, то эстонская студия предлагает свою версию библейской истории. Согласно мультику «Инстинкт», на земле мозги были только у Бога и дьявола. И все было хорошо: Бог заботился о созданных им слонах, жирафах, зебрах, бегемотах, а у дьявола ничего не получалось — выходили только какие-то Парфенон, Тадж-Махал, Эйфелева башня и т.п. Но вот дьявол создал женщину, которая даже с мозгами тупо разрушила все планы Бога, выпросила себе мужчину, отобрала мозги… Так люди остались на пустынной планете посреди великих архитектурных творений.

Категория третья: специальный мультик для искусствоведов. «Братья медвежье сердце»: Ван Гог,Тулуз-Лотрек и Роден, «естественно», дети Шишкина, путешествуют в Россию, населенную персонажами картин Малевича. Логика практически отсутствует, но любители искусства найдут над чем посмеяться. Так, гончар Роден из последних сил пытается заработать денег на кувшинах, но у него почему-то постоянно получается «Мыслитель».

Категория четвертая: философски-жестокие. Улыбчивые дети режут кролика («Кролик»), бессердечная толпа Барби, блондинок и красоток, разделывается со старыми плюшевыми игрушками («Варвары»). Или удручающе философский японский мультик о том, как из поколения в поколение передавалось уродство и накапливающийся из-за этого гнев, пока главная героиня не решила жить с улыбкой («Плоть и кость»). После мультика у меня возник вопрос «Ну и куда же делись аплодисменты?», которыми до этого завершался показ каждой истории.

Категория пятая: мудреные мультики. Оказывается, слишком серьезное и пафосное языком мультиков достаточно скучно смотреть. Например, черно-белый мультик «Эго Сум Альфа и Омега»: про человека, механически получающего всё — от пиджака до детей, сливающегося с толпой чиновников и обреченного на вечное повторение безрадостного жизненного пути.

Безграничные возможности и кропотливость работы мастеров анимации особенно ощутимы, когда очевидна неповторимость использованного в картине материала. Компьютерной графике далеко до такого! В мультике «Морковка!» оживает пластилин, из которого моментально рождаются все предметы: машина расплющивается и превращается в дорогу, неповторимы гримасы страха или таяние пластилинового снеговика на солнце, а если персонажи оказываются слишком близко друг к другу — они непременно замараются пластилиновым цветом товарища. Кстати, в этом же фильме вновь безотказно действует принцип противоборствующей парочки: на этот раз это не кошки-мышки, а голодный заяц и снеговик с носом-морковкой — им есть что поделить! В мультике «Примавера» практически нет сюжета: самое главное здесь — смотреть на собранных из бумажных колец насекомых. А если взять много пуговиц, то можно изобразить московское метро и даже характер отношения москвичей и провинциалов, несмотря на пуговичную безэмоциональность («Осторожно, двери закрываются»).

После просмотра сразу захотелось использовать любые предметы, что есть у тебя под рукой, исключительно для создания историй с нелепыми и алогичными сюжетами — такой творческий и легкий запал остался после фестиваля. Недаром куратор проекта Дина Годер назвала мультипликационщиков людьми не такими надутыми, как все остальные. Так что, смотрите мультики и не дуйтесь!

Саша СЕМЕНОВА