Выжить надо было и на фронте, и в тылу

Трудно оспорить утверждение, что история Великой Отечественной войны — это история буквально каждой семьи в СССР, российской семьи. Сегодня преподаватели и студенты СФУ отвечают на вопрос — а в вашей семейной летописи какие сохраняются «заметки» о Великой Отечественной?

ЛАЗАРЕВА НИНА НИКОЛАЕВНА, доцент кафедры математического анализа и дифференциальных уравнений, институт математики и информатики: «Я буквально выросла на рассказах родственников о войне и о том, как она повлияла на их жизни. И мой папа, и все мужчины нашей семьи воевали. Дядя прошёл всю войну шофёром, а отец служил в пехоте и встретил победу под Калининградом. Хотя у нас была очень дружная семья, и мы многое слышали и знали о том, как тяжело было солдатам на фронте, но всё же рассказывать об этом они нам не любили, так как это психологически и эмоционально очень тяжело… А ещё у нас долгое время хранилась папина гимнастёрка, в которой он вернулся с войны. Её даже внуки примеряли…»

ПОРВАТОВА АННА, ФФиЖ, 3 курс, Институт филологии и языковых коммуникаций: «Мой прадед ушёл на фронт, оставив жену и пятерых детей. Кому было сложнее — им в тылу, или ему на фронте — трудно сказать. Но когда он вернулся живой — это была огромная радость. Но после тяжёлого ранения ему пришлось долго лечиться, а потом он устроился водителем: развозил хлеб. А времена были голодные — нужно было кормить и своих детей. Поэтому он собирал оставшиеся от хлеба крошки и приносил домой. Но на него кто-то донёс и его, ещё невылечившегося, посадили в тюрьму.

Другого дедушку забрали на фронт, когда ему не было и 20. Он погиб в день своего рождения — 14 августа. В семейном альбоме до сих пор, как реликвия, хранится газетная заметка с крошечной фотографией о его жизни и героической смерти. Не думаю, что эти истории — исключительные. В каждой семье, наверняка, есть что вспомнить. И мы должны беречь эту память — ведь это знак уважения к прошлому своего народа и своей семьи.»

КОНОНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, доцент кафедры аналитической химии, Институт цветных металлов и материаловедения: «Родители мои жили в Воронеже, но ещё до войны они выехали на Урал. Работали на «Уралмаше» — как говорится, ковали победу. Отец тяжело заболел из-за изнуряющей работы, и хотя после войны поправился, на всю жизнь остался инвалидом. Мамин брат, десантник, погиб ещё в 41 году на Украине… Для меня примером был двоюродный брат: он добровольцем в 18 лет пошёл на фронт, а вернулся весь в медалях и орденах. Я им всегда очень гордилась! Позже он ещё и целину поехал осваивать…Потом, после войны, семья вернулась в Воронеж, но, конечно, этот город был разрушен почти полностью, и я помню, что когда мне было лет 10, там всё ещё было много развалин.»

СОЗУТОВ АНАТОЛИЙ ИЛЬИЧ, профессор кафедры высшей математики, Институт фундаментальной подготовки: «Мой отец служил в артиллерии. В 44 году они брали Кёнигсберг. Командир — капитан — сбежал: он был молодой и не выдержал напряжения. А вот отец остался: он был наводчик и не мог бросить своих, к тому же к 44 году он перенёс уже много боёв и наступлений.

В деревне, где я жил, было всего 25 домов, а после войны всего в шести из них были мужчины. Этого невозможно пересказать, насколько было тяжело восстанавливать хозяйство после таких потерь.»

УВАРОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ, инженер спортсооружений, площадка №4: «Я войну пережил, когда был ещё совсем мальчишкой. Сильное воспоминание — всегда хотелось кушать. В то время был страшный голод — и даже после войны, почти до 49 года, мы вынуждены были голодать. Хлеб выдавали по маленькому кусочку в день… Ещё у меня не было одежды — я ходил в одних кирзовых сапогах вплоть до 8 класса.

Но хочу отметить, когда война закончилась, в стране был колоссальный моральный подъём! Люди ходили радостные, так как были уверены, что стране не грозит больше опасность быть захваченной, поэтому все просто радовались тому, что могут спокойно жить и работать, а все трудности можно было преодолеть.

Нужно понять, это все-таки самое главное, чтобы не было войны. Хотя многие жалуются, что сейчас плохо жить, но мы ни с кем не воюем — в стране мир. А это самое главное для жителей любого государства.»

ДЕРГАЧЁВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ, доцент кафедры металлургии благородных и редких металлов: «У меня три дяди погибли по маминой ветви, и отец с начала и до конца войны был на фронте. Ещё и тётя была пулемётчицей под Москвой, но её вернули домой, так как нужно было ухаживать за пожилой матерью. Братья отца были танкистами, и к счастью остались живы, но один лишился руки. Ну а мы в Сибири жили, дед был стахановец — работал на шахте. Однажды его шахта загорелась: самовоспламенился уголь. А она имела стратегическое значение, так как рядом были золотые рудники, и ещё она обеспечивала энергией единственную электростанцию. Это было в Кемеровской области. Дед мой делал перемычки, чтобы спасти шахту, и в том числе благодаря его самоотверженности она была спасена. На этой самой шахте потом все вместе и отмечали победу в Великой Отечественной...»

ФОМЕНКО АННА ИВАНОВНА, преподаватель кафедры технической механики: «Мои бабушки работали в тылу во время войны: хотя им не было еще и 14-ти лет, они трудились почти наравне со взрослыми.»

Олеся ГЕРАСИМЕНКО, Анастасия АНДРОНОВА