Непросто справиться с сотней. Но можно…

Наш разговор о числительном должен быть закончен. Именно сейчас — в пору защит курсовых и дипломов, которые содержат немало упоминаний числительных. И речь не идёт о математиках (физиках, экономистах, программистах и иных «точных» специальностях). Приходится слышать, что лингвисты (искусствоведы, историки, архивисты, литературоведы и прочие гуманитарии) собрали картотеку из 200, 300 и т.д. примеров. Как правильно произнести число, вписанное цифрами? Вот здесь и подстерегают студента, а иногда и преподавателя неудачи с коварной «сотней».

Дело в том, что в образовании сложных числительных от 200 (двухсот) до 900 (девятисот) действуют те же законы, которые мы рассматривали ранее (№3 УЖ). При образовании круглых «сотенных» чисел задействованы три грамматические формы древнерусского числительного СТО (которое когда-то было существительным). Слово двести образовано сложением слов два и сто, которые находятся в именительном падеже двойственного числа: две + сте, получилось современное двести. Слова триста и четыреста, как вы помните, управляли множественным числом, поэтому они соединились со словом сто в форме им. падежа множ. числа: триста, четыреста. А числительные от пяти до девяти управляли родительным падежом множественного числа, получилось пятьсот, шестьсот и так далее.

Сообщать эти, быть может, для многих хрестоматийные сведения не было бы необходимости, если бы не одна проблема. При склонении этих числительных в речи появляются неправильные формы. Можно даже сказать, что при изменении этих слов человек начинает проявлять «числовое» бессилие, и на месте четырёх правильных форм появляется одна «самозванка» — *пятиста (непр.!). Эта форма заслоняет установленные нормы: пятьсот (Им.п.), пятисот (Род.п.), пятистам (Д.п.), пятьюстами (Тв.п.),о пятистах (П.п.) — конечно, вместо пяти используется необходимое вам число. Почему именно такие формы у ста? Потому что оно бывшее существительное и склонялось как, скажем, слово село: пять сёл, пяти сёлам, пятью сёлами, о пяти сёлах. Остатки этого склонения язык и сохранил. Таким образом, если ваша картотека включает более двухсот, около трёхсот, четырёхсот или от пятисот и проч. примеров, то именно так и следует говорить. А сочетания *более двести, *около триста или *от пятиста лучше оставить в стороне. На время защиты или навсегда — решать вам.

К сожалению, неправильную форму вы будете слышать часто. И я могу объяснить почему. Склонение слова сто (одного, без сложения с другим числом) состоит всего из двух форм: в именительном падеже сто и во всех остальных падежах — ста. Вот эта «одиночная» форма ста и присоединяется (вместо законной сот) к сочетанию с предшествующим числительным. Туда, где ей не следует быть.

Не знаю, какую форму чаще произносит за свою жизнь человек — ста или сот, какая из них наиболее востребована. Но чтобы уравнять шансы, напомню, что форма сот в разговорной речи востребована, и сейчас мы часто произносим её, например, в сочетании несколько сот рублей.

На этом можно было бы закончить рассказ о слове сто. Но он будет неполным. Ведь среди числительных есть одно уникальное образование, в состав которого неожиданно входит сотня. Это слово девяносто. Почему оно выбивается из логики образования десятков: шестьдесят, семьдесят, восемьдесят и … девяносто! Вероятнее всего, происходит слово из сочетания девять до ста (сотни): после «девятидесяти» остаётся девять до ста. Получается, что сотня была неким важным рубежом, до которого надо было добраться, досчитать.

А добравшись, добавлю я, правильно склонять.