Ольга — значит великая*

Решив написать о студенческих традициях и студентах других вузов, я сразу выбрала театральный и отправилась на интервью с Ольгой Белобровой. Она училась в моей школе, и о ней еще тогда говорили — «звёздочка». А я восхищалась способностью Ольги заворожить публику.

Она покоряла сердца людей в образе Татьяны Лариной на Пушкинском балу, вдохновляла аудиторию своим эмоциональным выступлением на конкурсах чтецов, всегда и везде была яркой, настоящей. Не удивительно теперь, по прошествии нескольких лет, видеть блестящие успехи Ольги Белобровой в области актерского мастерства, преподавания. Спектакль «Чайка» в постановке Олега Рыбкина принес Ольге, актрисе драматического театра им А.Пушкина, награду за лучшую женскую роль; ее маленькие ученики детского театра выиграли кубок города на фестивале «Городской свет рампы». Но главные достижения еще впереди, талант только начинает раскрываться.

Отдайте, пожалуйста, мой аттестат

Началось все с того, что выпускница школы №104 Белоброва Оля готовилась к поступлению в Педагогический университет на исторический факультет. Готовилась усердно: ездила на конференции, посещала курсы. Но участие в творческих конкурсах всегда интересовало будущую актрису больше, чем научная работа. Поэтому когда на театральном факультете начались экзамены, она решила попробовать.

«Последний экзамен на театральном совпал с первым на историческом. И когда я поняла, что поступила в Академию театра и музыки, то пошла в Педагогический и попросила отдать мой аттестат. Там все за голову схватились! Как отдать, куда вы уходите, ведь у вас столько дипломов по истории, столько работы проделано! Но я решила, что пойду в актерство, и мне кажется, сделала правильный выбор».

Студенческие годы прекрасны!

«Как и у обычных студентов, у театралов тоже 2 сессии: зимняя и летняя. А по содержанию, конечно, есть отличия. Мы, например, 4 года танцевали у станка (классический, народный танец), а на выпускных экзаменах даже свою постановку придумывали. Был также экзамен по вокалу. Вообще, если рассказать обычным студентам о том, что мы поем, играем, танцуем, то всё это кажется веселым и легким. Но это лишь на непосвященный взгляд! Мы могли работать сутками: утром — общеобразовательные предметы, днем — профилирующие, а на ночь оставались репетировать отрывки для экзамена. Бывало, спали всего 1 час в день, но было интересно, здОрово».

У будущих актеров, кстати, тоже есть день первокурсника с посвящением, концертом и массой забавных ритуалов. Первачей мажут гримом, кормят рисом, показывают первокурсникам в этюдах всю школу, которую они будут осваивать на протяжении 4-х лет. А еще молодые театралы по традиции обслуживают дипломные спектакли выпускников: гладят костюмы, ставят декорации, моют, чистят. Потом, когда 1-й курс становится 4-м, у них тоже появляются свои помощники. И так по кругу.

А обрядовые действа перед экзаменами — это для студентов вообще святое. В своих стараниях они иногда даже до ритуальных танцев доходят. Актеры, кстати, народ суеверный!

«Очень трудно мы сдавали философию и эстетику. Поэтому перед экзаменом высовывались в форточку, махали зачетками и кричали: «Халява, помоги!». И так как почти все жили в общежитии, то делали мы это всем курсом (смеется).

Еще за месяц до сдачи мастерства ни мальчики, ни девочки не стригли волосы. Считалось, что в противном случае роль свою состригаешь.

И, конечно, самое главное: если ты получил роль, а ее текст у тебя упал, то нужно сесть «на роль», посидеть и только потом поднять. Здесь совершенно нечего стесняться, это ведь у нас как закон, даже мэтры так делают. Считается, что, не сделав этого, ты можешь потерять свою роль.

Существуют и ритуалы перед выходом на сцену. Вспоминаю, что на курсе мы складывали все вместе руки и хором посылали всех куда подальше (улыбается). В театре, конечно, уже так не кричу (смеется). Часто вижу, как другие актеры перед выходом крестятся, а я просто вдыхаю и резко выдыхаю. Как только выхожу на сцену, во мне что-то включается. Но посылать никого не посылаю (хохочет)».

Трудности при трудоустройстве

Эта проблема волнует, пожалуй, каждого из нас. Все студенты решают ее по-своему: начинают работать в процессе учебы, собирают портфолио. А существуют ли подобные трудности у будущих актеров?

«Когда у театралов подходит время выпуска, то из других городов приезжают режиссеры, смотрят, приглашают кого-то. Все актеры делают портфолио (фотографируются в разных образах), затем рассылают его по разным городам. Но у меня все получилось намного лучше. После зимней сессии на 4-м курсе пригласили в театр Пушкина играть в спектакле «Ханума» героиню Сону. Я училась и репетировала одновременно. Потом меня сразу взяли на роль Саши Негиной в «Таланты и поклонники» Островского. Поэтому у меня учеба плавно перетекла в работу».

О спектакле «Чайка»

Многие из нас, увидев актера в определенной роли, начинают связывать характер персонажа с характером исполнителя. Но на самом деле на сцене происходит перевоплощение.

«Мэтры советуют — найдите дыхание, и роль удастся. Для Нины Заречной, например, мне удалось найти особую речевую характеристику (в жизни я так не говорю), точную походку, дыхание. Это мне очень помогло.

Для меня спектакль просто взял — и случился. Я увидела, что, несмотря на амплуа «лирической героини», могу быть сильной и слабой, могу играть острохарактерных персонажей. Недооценить заслуги нашего режиссера и постановщика, Олега Рыбкина, здесь невозможно. Он — человек, который отпускает актера; в этом спектакле я была сама себе художницей, режиссер только направлял.

Многие, посмотрев спектакль, сказали: «У Чехова ведь так не написано!». Но мне кажется, у каждого режиссера своя трактовка. Главное — чтобы это было про сегодня, чтобы звучали трогающие нотки».

Екатерина КОСТЕРИНА



* Ольга — это «обрусевшая» Хельга (скандинав.), что значит великая