Замки на мосту
А нужны ли они?

В №11 газеты «УЖ» вышла заметка Олеси Герасименко «Счастье — на замок!», где автор высказался в духе симильной (имитативной) магии: «Семейные узы, которыми теперь связаны молодые пары, не менее крепки, чем замки, которые они оставили на память о себе». Хочется продолжить мысль Олеси и довести её до логического конца с точки зрения мифологической картины мира.

Обычно мифологическая связь мыслится двусторонней. Обратите внимание на тексты при гаданиях. Часто гадающие формулируют запрос в «обратной логике», не замечая изъяна: если пасьянс сойдется, сдам экзамен на «5», если не сойдется — не сдам. Прямая логика здесь такова: если сдам экзамен, пусть пасьянс сойдется. В первом же случае, при использовании обратной логики, вы не посылаете запрос в будущее, а придумываете будущее сами в зависимости от результата магических действий.

Металл в качестве носителя магического воздействия предполагает, что воздействие должно быть длительным, т.е. пока не разрушится материал, из которого сделан предмет-носитель. Таким образом, связывающие прочность брака с замком и вывешивающие его на произвол службы озеленения, подставляют свой брак разрушению внешними силами: замки будут срезаны с моста в любом случае, следовательно, прочность брака будет подорвана внешними силами. Можно предположить, что брак в последующем может быть разрушен коварным вмешательством посторонних людей (соперники, начальники) или учреждений (армия, тюрьма, новая работа).

Так что, если исходить из мифологической логики, стóит, замкнув замок, убрать его в такое место, где его никто не потревожит, не разомкнет и не повредит. Если же хочется непременно выставить его на всеобщее обозрение, возьмите маленький замочек, замкните его и подвесьте на шею в качестве оберега-талисмана-амулета. На вашей шее он точно не пострадает.

Если же вы стремитесь замыкать замки только потому, что это делают окружающие, то задумайтесь: а вам нужно вмешательство посторонних сил в вашу личную жизнь?

Светлана Валентиновна КАЛИНИНА — кандидат
филологических наук, заведующая отделом Государственного центра
народного творчества, знаток и «изучатель» народной магии, человек,
«пристававший» к бабушкам за опытом предков,
связывающий прошлое с настоящим.