Теорема конфликта

Вы когда-нибудь видели философа, который бы тяготел к математике? Как правило, в философию «ударяются» истинные гуманитарии. Однако есть, так сказать, исключения: профессору Санкт-Петербургского государственного института путей сообщения и транспорта, доктору философских наук ВИКТОРУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ СВЕТЛОВУ показалось мало одной философской основы в подходе к такой серьезной теме, как конфликт. Пришлось ученому самостоятельно заняться математикой, к которой, по его признанию, он «никогда не испытывал отвращения». Это отняло много времени, но философ освоил теорию графов, а также теорию игр, драмы, вероятности, что позволило сформулировать и доказать ряд принципиальных теорем единой теории конфликта.

Автор ряда монографий и учебников по конфликтологии в конце мая в течение нескольких дней читал в СФУ лекции, посвященные современным технологиям анализа разрешения конфликтов. Лектор попытался донести до слушателей понимание конфликта, в корне отличное от традиционного представления, основанного на эмпирическом подходе.

— Вся эмпирическая ученая братия исходит из отождествления конфликта и антагонизма, а теория это осуждает. Значит, не всякая эмпирическая мудрость является стоящей, — говорит Виктор Александрович. — Сейчас теория конфликта распределена между различными специальностями. Психологи, социологи, политологи — у всех свой взгляд. Никто ни с кем не хочет находить общий язык. Математики тоже ограничились своими сугубо математическими рамками и говорят, что им никакого дела нет до реальных конфликтов. Я решил с этим «разнообразием» покончить. Конфликт имеет общие законы — это факт, надо было только попытаться их сформулировать и… не без помощи математики.

— И получилось?

— Я исходил из философских представлений о противоречивости. 2,5 тыс. лет назад Гераклит говорил, что война — царь всего. После него Гегель писал о диалектических противоречиях, как источнике самодвижения. Все эти представления были «фоном», пока я не начал заниматься собственной теорией конфликта, используя точные логико-математические формулы. Также в исследовательской работе помогло знание английского языка. Куда сегодня без этого? Пришлось самому переводить на русский язык, например, работы известного американского психолога Карен Хорни. Формулу конфликта вывести несложно, гораздо сложнее понять причины его возникновения и особые функции.

— И все-таки, не представляю, как можно выразить конфликт в теореме?

— Конфликт — это особое соединение и направление активности систем, когда любое действие любой системы приводит к самоподавлению. С точки зрения механики это самое обычное состояние: сумма внутренних сил, действующих на тело, равна нулю. Поэтому, если вы попытаетесь сами себя вытащить из болота или приподнять над стулом — вы обречены на неудачу. Вот это и есть физическая модель состояния конфликта! Вы пытаетесь плакать, улыбаться, но в результате получаете усталость, потерю сил и ощущение полной безысходности.

— Значит конфликт, по-Вашему, — это не антагонизм? Ссора, драка, война — бесконфликтное состояние?

— Конфликт — это ситуация, когда система не может развиваться по-старому, и она выбирает войну в качестве выхода из создавшейся ситуации самоподавления, самоторможения. Но война — не единственное средство, можно многие проблемы решить мирным путем. Помните басню Крылова «Ворона и лисица»? Предположим, ворона делится сыром с лисой. Или ворона разгадывает хитрость лисы и улетает с сыром. А может быть они «плюнут» на сыр, да и уйдут в обнимку, решив, что из-за сыра не стоит портить отношения?

— На лекции Вы сказали, что только конфликт может изменить и привычку, и характер, и даже судьбу! А ведь в традиционном представлении мы вроде бы должны избегать конфликтов…

— Я потратил много времени. Изучал труды Фрейда, разговаривал с психологами и психиатрами. Они мне предоставляли материал для анализа этой темы, и я проверял свои предположения. Определяющее для конфликта — не в самом столкновении, а в том, что оно приводит к подавлению активности «системы». Если говорить о субъекте конфликта, он может выступать и в единственном числе: внутренние конфликты, психические, психологические. Испытывая такие «терзания», люди ощущают колоссальное чувство усталости. Они не могут ничего предпринять, ничем заняться. Вся энергия у них уходит на преодоление сопротивления тех сил, которые рождаются внутри личности. Психический конфликт отражается соматически: люди лишаются возможности ходить, есть, они теряют многие важные жизненные функции. Дело может дойти до смерти. Аналогичное состояние хорошо описал Зощенко в повести «О разуме». А если брать систему социальную, то же самое: «игроки» не могут выработать ни одной общей удовлетворительной стратегии поведения: ни вправо, ни влево. Однако конфликт выполняет еще и эволюционную функцию. Каждый человек обладает определенными привычками, привычка рождает характер, а характер судьбу. Многие считают, что тут ничего изменить нельзя. Но только конфликт переключает развитие системы с одной траектории на другую. Это хорошо видно с помощью компьютерного моделирования. Оно помогает лучше понять происхождение многих процессов. Давно подмечено: животное в безвыходной ситуации бросается на своего врага, будучи слабым и беззащитным. Заяц может кинуться на охотника. Психологи говорят — никогда не загоняйте человека в тупик: рождается непредвиденная агрессивная реакция, и люди, которые вам подчинялись, могут выступить с революционными действиями против вас, потому что их лишили последней надежды сделать что-либо разумное. У них только два выхода: либо радикально измениться, либо погибнуть. Сама социальная система заставляет играть иногда по заведомо конфликтным правилам. Если общество формулирует в качестве главной ценности — достижение богатства и в то же время гражданам не предоставляет для этого средств, они начинают действовать аморально — например, брать взятки.

— Как можно применить эту теорию на практике?

— Хорошо бы сначала перевести ее на учебные рельсы. Один я уже не справляюсь с поставленной задачей. Очевидно, нужно создавать компьютеризированный центр исследования конфликта. Возьмем, к примеру, Красноярск. Конфликты возможны самые разные. Допустим, город можно рассматривать как промышленный центр (конфликтная зона: размещение производительных сил, связи между ними). Или Красноярск как центр учебной деятельности (абитуриенты, студенты, выпускники). Или город с военно-политической точки зрения — тут предстает совершенно другая карта конфликтных отношений. Указанные ситуации можно смоделировать с помощью компьютера и посмотреть, что будет со всем этим через 20-30 лет… Аудитория, кстати, высказала пожелание, чтобы в СФУ преподавалась конфликтология. Видимо мои слушатели поняли, что выигрывает только тот, кто знает законы, по которым развивается конфликт, поступает согласно этим законам; и заведомо проигрывает тот, кто действует наощупь, интуитивно. Допустим, оказывается молодой специалист после университета на руководящей должности — приходится ему выполнять функцию руководителя, распорядителя, примирителя. А что он может предложить людям, у которых больше жизненный багаж и, может быть, даже больше знаний? Специальности «конфликтолог» пока нет в вузовских программах, но можно было бы давать ее в качестве дополнения к основному образованию: психолог-конфликтолог, социолог-конфликтолог и т.д. Кстати, создание специализированного центра конфликтологии помогло бы многие споры между людьми не доводить до суда.

— А есть такие центры в России?

— В Москве есть подобный центр, но подход очень традиционный, ориентированный только на специалистов в юридической области. Единственный полноценный, на мой взгляд, конфликтологический центр действует в Воронеже. Ежегодно там проходит конференция на тему «Теория конфликта и ее приложение».

— Вам лично знание единой теории конфликта помогает в жизни?

— Не то слово. Зачастую знакомые просят меня выступить в качестве человека, ведущего переговоры, или в качестве примирителя сторон. Могу с уверенностью сказать — теория «работает»!

— Какими качествами должен обладать конфликтолог?

— Не быть ограниченным. Спрашиваешь порой: а ты читал Льюиса Козера? И слышишь в ответ: а кто это такой? А это один из столпов теории конфликта. Поэтому я подчеркиваю: читайте всевозможные источники, изучайте математику, английский, общайтесь со всеми, кто имеет хоть какое-то отношение к вашей проблеме. Конфликтолог — это как тамада: со всеми общается, обо всех знает, о каждом может сказать слово доброе…

Вера КИРИЧЕНКО